Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
Картина Исаака Левитана «Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге» родилась благодаря его путешествию в Ивановскую область. Старинный храм был давно закрыт, но живописцу удалось попасть в него и передать его таинственную атмосферу.
— Когда я смотрю на картину Левитана «Над вечным покоем», мне всегда хочется войти в церквушку, что стоит над Волгой на высоком холме. А вам, Маргарита Константиновна, интересно, что там внутри?
— Конечно, Ваня! И мы с тобой можем туда заглянуть!
— Как это? Вы шутите?
— Вовсе нет! Летом 1888 года Исаак Левитан побывал в этом храме и написал картину, которая так и называется — «Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге». Она тоже выставлена здесь, в Третьяковской галерее. Вот, смотри.
— Какая картина... Таинственная! В церкви никого. Деревянные стены, низкие своды. Полумрак. Солнечные лучи играют бликами на золоте иконостаса, на окладах древних икон. И кажется, что слышен запах ладана.
— Левитан — мастер доносить до зрителя ощущения, которые, казалось бы, невозможно передать через изображение. Его картины настолько живые, что ты полностью погружаешься в их атмосферу. Церковь Петра и Павла в Плёсе, маленьком городке Ивановской губернии, поразила художника своей таинственностью не меньше, чем тебя сейчас.
— Левитан оставил воспоминания об этом?
— Не он, а его спутница, художница Софья Кувшинникова. В её дневнике сохранился рассказ о том, как они с Исааком Ильичом смогли попасть внутрь Петропавловской церкви. Сделать это было непросто — храм уже долгое время стоял закрытым.
— А почему?
— Из-за ветхости. В конце девятнадцатого века старинная церковь нуждалась в ремонте. Художники нашли священника, у которого хранились ключи. Батюшка не только согласился отрыть храм для гостей, но и отслужил молебен. Во время богослужения Левитан был необычайно сосредоточен и взволнован. Софья Петровна заметила слёзы у него на глазах.
— А после службы художники зарисовали церковь изнутри?
— Да, гостеприимный хозяин позволил Левитану и Кувшинниковой сделать несколько эскизов. Благодаря этому мы имеем представление, какой Петропавловская церковь была внутри.
— Была?
— К сожалению. Храм Петра и Павла сгорел от удара молнии в 1903 году, через три года после смерти Левитана.
— Значит, нет больше маленькой деревянной церквушки на высоком холме над Волгой, над вечным покоем?
— Есть, Ваня. Почти восемьдесят лет холм пустовал. А в 1982 году в Плёс перевезли деревянную церковь семнадцатого века из Ивановской области — Храм Воскресения Христова. Он очень похож на сгоревший, Петропавловский. Те же бревенчатые стены, остроконечная двускатная кровля, маленький купол-луковка.
— Если доведётся побывать в Плёсе, непременно схожу в Воскресенскую церковь. Должно быть, под её сводами так же красиво, как в храме на полотне Исаака Левитана. Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что открыли мне ещё один шедевр Третьяковской галереи — картину «Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге».
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она…
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой…
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской. О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.
Сегодня 6 мая. День памяти Великомученика Георгия Победоносца. Об иконографии святого, — священник Августин Соколовски.
Сегодня 6 мая. Светлый понедельник. О Пасхальной радости, — протоиерей Игорь Филяновский.
This website uses cookies.