По мере освоения Сибири она первоначально рассматривалась как источник таких… я бы сказал, естественно-природных богатств, которые ограничивались, большею частию животным миром. Добывалось то, что бегало по тайге, прыгало по деревьям, паслось в тундре, плескалось в реках и морях. Однако довольно скоро настал черед и скрытых от взора человека богатств – полезных ископаемых: серебра, золота, железа, угля…
Научно-технический прогресс, однако же, не стоял на месте. Пришел черед и нефти и газу. Но в Сибири нашлось и еще одно богатство – энергия текущей воды, гигантские возможности полноводных сибирских рек.
Участок Ангары от Байкала до Иркутска еще до революции манил своими возможностями в плане строительства гидроэлектростанции. И в начале 50-х годов прошлого века ученые разработали проект строительства Иркутской ГидроЭлектроСтанции мощностью 660 МегаВатт.
Но это кажется, что все так просто – разработали проект. На самом деле на комплексные исследовательские работы по так называемой «Ангарской проблеме» еще во время первой пятилетки (а это 1928-33 годы) были выделены около двух десятков миллионов рублей. Проблему нужно было решать в комплексе – от гидрографических исследований до разработки технико-экономической схемы Прибайкальского комплекса промышленных предприятий, то есть, потребителей энергии.
И этого еще мало. На самом деле Иркутская ГЭС – это первая гидроэлектростанция и так называемого Ангарского каскада, куда входят Братская, Усть-Илимская, строящаяся ныне Богучанская ГЭС и только еще проектируемые Нижнебогучанская, Мотыгинская и Стрелковская. Обратите внимание: получается, что проекту Ангарского каскада немногим менее ста лет… Это гигантский проект, созданный на заре Советской власти.
Решение же о начале строительства Иркутской ГЭМ принято было в январе 1950 года, а через месяц уже начались строительные работы.
Возведение ГЭС велось в тяжелейших условиях, главное среди которых были даже не природные условия и не нехватка специалистов, а отсутствие опыта.
И все-таки уже в конце 1957 года ввели в промышленную эксплуатацию первые энергоагрегаты, а в сентябре 1958-го, менее, чем через год запустили последний, восьмой энергоагрегат.
Давняя мечта о покорении могучей Ангары осуществилась успешно.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема