Бывает, люди встречаются, и между ними как будто пробегает искра. Они никогда раньше не видели друг друга, стесняются, но у каждого возникает удивительное чувство, что этот человек напротив хорошо знаком, что ему можно рассказать что угодно, и он обязательно всё поймет. Такая искра однажды пробежала между Отто Бисмарком и Иоганной Путкаммер.
Они встретились в 1844 году, на свадьбе общего знакомого. Отто Бисмарк – будущий первый канцлер Германской империи, осуществивший объединение Германии и прозванный «железным» – сразу приметил среди гостей девушку с прямым взглядом и острым умом. Но тогда встреча закончилась ничем – Отто и Иоганне так и не удалось толком поговорить. В следующий раз судьба свела их через два года. Бисмарк с удивлением обнаружил, что его молодая спутница обладает не только умом, но и твёрдым характером. При этом она была удивительно благочестива, а её большие и выразительные глаза излучали яркий свет, за которым скрывалась духовная глубина. Заглянув в них, Бисмарк понял, что уже никогда не забудет эту девушку.
Настойчивый и неординарный мужчина, прирождённый дипломат, тоже привлёк Иоганну. Заручившись согласием избранницы, Бисмарк написал её отцу письмо, в котором просил руки девушки. …И получил отказ. Родители Иоганны были категорически против того, чтобы она вышла замуж за мужчину с такой репутацией – Бисмарк ещё в студенческие годы получил прозвище «бешеный» за взрывной характер. Но будущий канцлер не зря прославился своим упрямством – он решил вести переговоры лично и приехал в дом невесты. Знакомство с Бисмарком, его тёплое отношение к Иоганне благотворно повлияли на мнение родителей. Однажды Отто сказал матери невесты, что соединённое Богом люди разъединять не должны. Это убедило взволнованную мать в том, что её дочь никогда не бросят. И Бисмарк получил согласие на свадьбу. Свою брачную клятву он никогда не нарушал и оберегал Иоганну от всех бед.
Молодой жене поначалу не слишком нравилась профессиональная деятельность мужа, который со временем поднимался всё выше и выше по карьерной лестнице. Да и кто будет рад тому, что на его любимого человека совершают покушения? Бисмарк чудом оставался жив, заставляя изрядно понервничать всю свою семью. Это было не единственное испытание, уготованное Иоганне. Нападки врагов, предательства друзей, чего только не придётся пережить супругам… Но ничто, даже долгая разлука не заставит их отдалиться друг от друга.
Став послом, Бисмарк был вынужден уезжать в другие страны. Иногда он месяцами не видел семью. Иоганна одна занималась воспитанием детей и грустила вдали от мужа. Её одиночество скрашивали оригинальные посылки: из Петергофа Бисмарк посылал ей ветки жасмина; из Бордо - полевые цветы.
Углубляясь в политику, Бисмарк никогда не забывал про любимую жену. Он просил писать ему письма каждый день и страшно переживал, если почта задерживалась. Но когда посыльный наконец-то приходил, то Бисмарк получал целый ворох писем – от каждого из троих детей и, конечно же, от милой Иоганны. После сорока лет брака их послания друг другу всё ещё были полны нежности и заботы, а день своей свадьбы канцлер называл не иначе, как «солнечным лучом, осветившим его существование».
Бисмарк высоко ценил жену и не стеснялся хвалить её перед знакомыми. «Вы не поверите, что сделала из меня эта женщина!» - говорил он. Иоганна действительно сделала многое – она не только полностью взяла на себя воспитание детей и ведение хозяйства, она начала жить жизнью мужа. Иоганне было важно всё, чем занимался Бисмарк, она жертвовала ради него даже своим мнением. Однажды на вопрос мужа, хочется ли ей продолжить прогулку, Иоганна ответила: «Поступай, как тебе угодно, иной воли, чем твоя, у меня нет». Такое искреннее смирение жены перед мужем творило чудеса – Иоганна была чуть ли не единственным человеком, который мог оказывать влияние на Бисмарка. Именно благодаря её влиянию Отто стал верующим и начал читать Библию каждый день, хотя раньше насмехался над религией.
Искренняя забота друг о друге позволила супругам прожить в счастье почти пятьдесят лет. Когда Иоганна умерла после долгой болезни, Бисмарк плакал над ней, как ребёнок. «Всё, что у меня оставалось, была Иоганна», - говорил он сестре. К тому времени Бисмарк уже покинул пост канцлера, дети давно выросли. Он умер через несколько лет после жены, до последнего дня повторяя имя своей любимой, нежной и доброй Иоганны.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.