Однажды в Цюрихе к мальчику на улице подошёл нищий и попросил милостыню. Глаза ребёнка налились слезами, у него не оказалось денег, а бродягу было так жалко. И мальчик, сняв со своих башмаков серебряные пряжки, отдал их нищему. Этого доброго ребёнка звали Иоганн Песталоцци.
Сейчас о нём – великом педагоге знает весь мир. А тогда, в середине 18 века, Иоаганна совсем не жаловали в школе, где он учился. Наставники считали его бесталанным, мальчишки дразнили. Заступиться за Иоганна было некому, зато сам он всегда защищал слабых.
Став старше, Иоганн изучал юриспруденцию, рассудив, что юрист – это человек, который стоит на страже справедливости. Но карьера не задалась. Тогда Песталоцци занялся земледелием. И снова потерпел фиаско. В те времена по Швейцарии бродили сотни бездомных детей. Песталоцци вдруг понял, что может им помочь. Он открыл в своём доме приют. Собрал пятьдесят ребят, купил им одежду, оборудовал мастерские и стал учителем. Идея Песталоцци была простой: он решил доказать, что детей можно обучать фабричным специальностям и в то же время давать им образование и что воспитывать можно не розгой, а лаской.
Дела шли успешно, пока были деньги. Когда они закончились, приют закрыли. Иоганн, получив от судьбы такой удар, заболел. А поправившись, начал всё заново. И чтобы заработать денег, стал писать книги. Роман о воспитании детей простой женщиной Гертрудой, сделал Песталоцци знаменитым. Потом была другая книга о Гертруде, в которой Иоганн развивал свои взгляды на педагогику. Он писал, что пора поднимать уровень народного образования. Но у простых людей нет денег, а в стране мало школ, и детей поэтому нужно отдавать в руки матерей, которым необходимо иметь руководство по воспитанию, которое и написал Песталоцци.
Его книги пользовались огромным спросом. Их переводили на разные языки. На гонорары Песталоцци открыл новый приют. Для сотни обездоленных ребятишек Иоганн стал отцом. Он исполнял обязанности директора, учителя, казначея, дворника. Песталоцци приучал детей к труду и дисциплине. Бывших беспризорных скоро нельзя было узнать. Они превратились в опрятных, трудолюбивых ребят, искренне любящих своего учителя. А счастливый педагог говорил о воспитанниках: «У меня никого не было, только они».
Но и это счастье оказалось недолгим. Детей разогнали военные, которым приглянулось здание приюта. Песталоцци снова сел писать книги. А на гонорары открывал школы. Одна из них продержалась четыре года. Песталоцци ничего не требовал от учеников, не наказывал их, не заставлял зубрить. Ребята ходили на уроки с удовольствием и уже через шесть месяцев читали и писали. У других учителей на обучение этому уходило три года. В школу даже направили комиссию, которая вынесла такой вердикт: «Вы показали, какие силы таятся в человеке даже в период нежного возраста. Удивительный успех ваших учеников убеждает, что из всякого ребёнка может быть что-нибудь сделано, если учитель сумеет понять особенности его способностей и верно приняться за их развитие».
Это было официальное признание. Швейцария гордилась своим педагогом. К нему приезжали учиться со всей Европы. Но вокруг школы стали сгущаться тучи, кто-то написал донос, назвав её «рассадником демократизма». И 60-летнего учителя выгнали. Тут уж вступилась мировая общественность. На Песталоцци посыпались приглашения из разных стран, но он остался в Швейцарии и открыл в городе Ивердон институт на двести учеников.
Это были самые счастливые 20 лет в жизни «папы Песталоцци», как называли его дети. Он работал почти круглыми сутками, да ещё содержал на свои деньги учительскую семинарию. Так и только так – личным примером – Песталоцци убедил мир в правильности своей главной идеи: 19-ый век - это время для всеобщего начального образования. И мир не забыл Песталоцци. В Ивердоне поставили памятник этому удивительному человеку, а на постаменте выбили слова: «Всё для других, ничего для себя».
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема