Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Инфраструктура Сибирского тракта

Инфраструктура Сибирского тракта

Художник: Б. Смирнов.

С освоением Сибири в государстве российском назрела проблема самая серьезная – до Сибири, до строящихся городов сибирских нужно было как-то добираться. И потому 22 ноября 1689 царевым указом учредили путь из России в Сибирь и далее в Китай. Строительство, правда, началось только в 1730 году и продолжалось, учитывая масштабность проекта аж до середины века 19-го. И получился Сибирский тракт, или Осьмая государственная дорога, самая длинная в мире.

А что такое дорога? Вот едем мы по шоссе – и что видим? Заправки, авторемонты, кафешки, мотели и прочее… Естественная и правильная инфраструктура, которая и должна быть близ большой дороги.

Ровно так же получилось и с Сибирским трактом, который дал мощный толчок, как бы сейчас сказали, появлению новых предприятий малого бизнеса и созданию новых рабочих мест.

Вдоль тракта немедленно выросли поселения, жители которых занимались не только скотоводством и земледелием, но и частным извозом. Вдоль дорог возникали сотни фуражных складов с овсом и сеном – это заправки, постоялых дворов – а это мотели, кузниц, сбруйных, тележных и санных мастерских – а это уже авторемонт.

Мало того, строительство Сибирского тракта породило даже новый тип планировки населённых пунктов – так называемую притрактовую застройку. То есть деревни и сёла строились по обеим сторонам дороги и оттого имели большую протяженность. А для компактности, получается – самой главной улицы - избы ставились как правило узкой стороной к дороге - на саму улицу выходили только торцы изб, амбаров и ворота.

Для нужд государевой почты и перевозки путников вдоль тракта располагались сотни почтовых станций.

Особо - пункты для дневок и ночёвок арестантов с постройкою специальных тюремных зданий. То есть через каждые 20-30 километров по тракту были построены этапные тюрьмы для ночлега каторжан, а в больших городах конвойные роты – это уже большие каменные здания. Расстояние в 20-зо километров обусловлено длиною дневного перехода – больше пеший этап ссыльных пройти просто не мог.

На тракт переселяли людей из центральной России, на коих, среди прочего, возлагалась повинности по содержанию дороги, мостов, переправ, провозки воинских команд и прочего.

Иными же словами – строительство Сибирского тракта дало мощнейший толчок к заселению и экономическому развитию этого богатого, но крайне обширного края.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 91 зач., VI, 3-11. «Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов».…

04.05.2024

Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку

Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи…

03.05.2024

«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков

У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия…

03.05.2024

Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.…

03.05.2024

«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402

— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события? — Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом,…

03.05.2024

Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан

Фото: Piqsels Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской…

03.05.2024

This website uses cookies.