Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Иконография праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Иконография праздника Покрова Пресвятой Богородицы


Изображение: wikipedia.org
Покров Пресвятой Богородицы. Государственная Третьяковская галерея

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы по своему происхождению - русский. Византийский календарь не знал такого торжества. Хотя само чудесное видение Богородицы, которое мы вспоминаем в этот день, случилось в Константинополе, в начале десятого века. Прославил это событие русский князь Андрей Боголюбский в тысяча сто шестьдесят пятом году. Поэтому византийских или греческих икон Покрова не существует

Первые изображения чуда Покрова Пресвятой Богородицы появились тоже на Руси. Самое древнее из сохранившихся относится к тринадцатому веку. Это рисунок на одном из клейм Золотых ворот собора Рождества Богородицы в Суздале.

Существует несколько типов изображений праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Первый называют по месту возникновения - "суздальским". На таких иконах Пресвятая Богородица сама держит Свой Покров. Среди предстоящих перед Богородицей священники, император, патриарх, монахи, миряне. Всё происходит на фоне храма. Зачастую абрис постройки передаёт черты Влахернской церкви Константинополя, где случилось чудо. Древнейшая сохранившаяся икона Покрова Божией Матери такого типа датируется серединой четырнадцатого века. Она находится в собрании Третьяковской галереи.

После учреждения праздника Покрова Пресвятой Богородицы он начал распространяться по Руси. Одними из первых новое торжество в честь Царицы Небесной приняли и прославили новгородцы и псковитяне. В Пскове был открыт первый Покровский монастырь. Возможно, поэтому здесь сложился свой тип икон Покрова. На них покрывало-омофор держит не сама Богородица, а парящие над Девой Марией ангелы.

Храм изображается как бы в разрезе, он символизирует всю вселенную, которая сама стала храмом славы Божией.

На многих иконах в центре композиции находится фигура диакона, возглашающего хвалу Владычице Небесной. Это известный византийский церковный поэт, преподобный Роман Сладкопевец. По преданию свой дар он получил от Пресвятой Богородицы. Роман начинал служить именно во Влахернской церкви.Казалось бы, зачем его помещать на икону Покрова? Но дело в том, что икона многомернее живописного полотна. Присутствие при событии Покрова известного византийского гимнографа усиливает тему общецерковного прославления Богородицы. Кроме того, четырнадцатое октября - это день памяти Романа Сладкопевца.

В любом из вариантов иконография Покрова - это торжество Церкви. Это радость всего рода христианского, у которого есть Заступница-Богородица, покрывающая его и сберегающая от всякого зла честным Своим омофором.

Исследователь иконы князь Евгений Трубецкой так пишет об образе Покрова: «мы имеем нечто большее, чем человечество, собранное под покровом Богоматери: происходит какое-то духовное слияние между покровом и собранным под ним святыми; точно весь этот собор святых в многоцветных одеждах образует собою одухотворенный покров Богоматери».

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Неожиданный опыт. Наталья Сазонова

В храм я стала ходить уже подростком. И своего опыта детской веры я не получила.…

30.04.2024

Сербский выбор. Илья Муромский

Глядя на старших ребят в школе, я думал, что всё, чем они занимаются — это…

30.04.2024

Начальник тишины. Илья Муромский

Наша семья любит посещать святую обитель недалеко от Калуги. Она называется Тихонова Пустынь. Туда мы…

30.04.2024

Крестная. Екатерина Каштанова

«Верую во единого Бога, Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»,…

30.04.2024

Татьянин день. Татьяна Любомирская

Меня зовут Таня. У меня есть старшая сестра Катя. А еще мы обе родились в маленьком провинциальном городке на Урале. Он был основан…

30.04.2024

Баллада о голубе. Татьяна Любомирская

Однажды я случайно услышала, как моя мама разговаривает с подругой. Подруга чуть ли ни со…

30.04.2024

This website uses cookies.