В храме всегда есть люди, которые начинают службу с подхода к одной и той же иконе. Возле неё они дольше всего стоят, о чём-то очень усердно молятся. Поклоны кладут ниже, чем обычно. Часто – плачут. А между тем постоянные прихожане знают причину такого поведения наверняка: это просто и́х икона. Особенная. Любимая.
Если спросить этих людей, чем же особенна эта их любимая икона, они обязательно расскажут какой-нибудь случай – а, может быть, даже и не один – когда они почувствовали, явно и недвусмысленно, помощь от молитвы возле неё.
Много лет назад и мне тоже встретилась моя икона.
8 сентября 2004 года – был одним из последних дней моего отдыха в Абхазии. И в этот же день я встретилась со своим будущим мужем. А ещё 8 сентября –это сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
С момента знакомства до дня свадьбы прошло немного времени, всего полгода, а, когда заявление было подано и кольца куплены, я стала думать, какой бы мне подарить своему будущему мужу подарок на венчание. Часы? Банально. Запонки? Ещё банальнее. В общем, никак не могла сообразить. На помощь мне пришли воспоминания.
Как-то в обеденный перерыв на работе, я просматривала свои абхазские фотографии: вспомнился этот прекрасный отдых на берегу Чёрного моря, солнечный Сухум, молитвы в небольшой часовне… А вот – первая совместная фотография. 8 сентября. Мы за большим столом празднуем именины моей любимой тёти Натальи и – сретение Владимирской иконы Божьей Матери.
Сомнения на тему подарка схлынули с меня в один миг. Икону! Я подарю ему икону… До конца перерыва оставалось полчаса, и я быстро побежала в Новодевичий монастырь, который был совсем рядом:
- Скажите, а где у вас тут писаные иконы?
Хозяйка церковной лавки отвела меня к большому стенду.
- Вот. Выбор большой. Какая Вас интересует, – вежливо спросила она.
- Владимирская. Есть у вас Владимирская?
К моей великой досаде, Владимирской не было.
Потом я сходила ещё в один магазин. А потом ещё в один… Когда до венчания осталось меньше месяца, я почти решила заказать икону через Интернет. Но остановилась. Всё-таки, мне хотелось подержать её в руках перед покупкой. Приложиться к ней, попросить благословения. Как же я переживала!
Тётя пыталась успокоить меня: «Не нервничай. Ты как будто платье не можешь по размеру подобрать. Это же икона! Она сама тебя найдёт. Подожди немного». Но я не могла ждать: до моего венца остаётся всего – ничего, а я – без подарка! Мне тогда казалось это – прямо трагедией.
Накануне Сретения, я пошла опять в Новодевичий монастырь. На всенощную. А после службы снова зашла в иконную лавку.
- Не появилась у Вас Владимирская? – спрашиваю.
- Появилась. Только здесь основа из папье-маше. Подойдёт?
- Конечно, подойдёт!
Через пять минут, я вышла из магазина, держа в руках подарок мужу на венчание.
Теперь эта икона стоит на почётном месте нашего семейного красного уголка. А рядом с ней – ещё одна икона. Владимирская. Писаная темперной краской… на сосновой доске. Та, которая сама нашла меня.
До свадьбы – два дня. Я – совсем измотанная подготовкой. Тётя предлагает мне поехать в Троице-Сергиеву Лавру – успокоиться немного. Едем. После Литургии мы долго ходим по территории монастыря, разговариваем. И неожиданно нас окликает приветливый мужской голос. Это – наш общий знакомый. Монах. Моя тётя его ещё семинаристом помнит.
- А я замуж послезавтра выхожу, – докладываю я ему и почему-то густо заливаюсь краской.
Он улыбается: «По такому случаю, у меня есть для тебя подарок. Пойдёмте со мной».
Мы подходим к его келье, он входит внутрь и, через несколько секунд, возвращается со свёртком.
- Вот. Это тебе. Ещё краской пахнет.
В свёртке лежит Владимирская икона Божьей Матери. Написанная греческим стилем, на сосновой доске, темперной краской. Точь в точь такая, какую мне и хотелось.
На венчание я подарила мужу ту, первую. А спустя некоторое время – показала вторую. И рассказала эту чудесную историю.
Вот так и получилось, что 8 сентября ознаменовался для нас тройным сретеньем: сретеньем Владимирской иконы Божьей Матери, встречей друг с другом и… встречей с иконой, которая стала в нашей семье той самой особенной, той самой – любимой.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер