Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Небесная Заступница

Икона Божией Матери «Блаженное чрево», или Барградская

Икона Божией Матери «Блаженное чрево», или Барградская


Бари — город-порт на юге Италии. Сюда в одиннадцатом веке вывезли мощи святителя Николая, епископа византийского города Миры Ликийские. Так останки святого спасли от поругания, поскольку местность, где он служил и был погребён, захватили турки. Базилика Николая Чудотворца в Бари стала местом православного паломничества. Русские богомольцы привозили оттуда на родину различные реликвии. Одной из таких святынь стала икона Божией Матери, которая так и называлась — Барградская, то есть перенесённая из города Бари. Летопись сообщает, что её доставили в Москву в 1392 году.

Итальянский иконописец изобразил Божию Матерь сидящей на земле на высокой подушке. Богомладенец прильнул к Её груди. Основой для иконографии послужили слова, которые, согласно Евангелию, обратила ко Христу одна из жительниц Иудеи: «Блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие». Эти строки дали ещё одно название Барградскому образу Богородицы — «Блаженное чрево».

В Москве реликвию украсили драгоценным окладом и поместили в Благовещенском соборе Кремля. Она располагалась напротив места, где молился царь во время богослужений. В семнадцатом веке образ Божией Матери «Блаженное чрево» реставрировал один из лучших иконописцев Оружейной палаты Симон Ушаков.

В 1812 году русскую столицу захватила армия Наполеона. Дома и храмы подверглись грабежам. Благовещенский собор Кремля тоже был разорён. С Барградского образа Божией Матери интервенты сорвали золотую оправу. Сама святыня сохранилась, и после войны её облекли в новый оклад. Эту ризу изъяли большевики после революции 1917 года. Древний образ без оправы пребывал в кремлёвском храме Благовещения ещё несколько лет, затем бесследно исчез. О его местонахождении в настоящее время ничего не известно.

Но сохранились три списка иконы «Блаженное чрево». Самый точный по размерам и по композиции был выполнен в шестнадцатом веке для Новодевичьего монастыря. Его можно увидеть в Оружейной палате Кремля. Вторая копия создана в семнадцатом столетии для иконостаса Благовещенского собора, под сводами которого хранился оригинал. Это икона-пядница — она размером с пядь, то есть, с открытую ладонь. Третий список принадлежит кисти рязанского иконописца второй половины семнадцатого века Ивана Авксентиева. Реликвия находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

Копии древнего Барградского образа немного разнятся между собой. Но все они ярко иллюстрируют обращённые ко Христу слова: «Блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие!»


Все выпуски программы Небесная Заступница

Вера

Последние записи

Подарить осуждённым людям в ЛНР возможность слышать Евангелие

Самарский Благотворительный фонд просвещения «Вера», в рамках проекта «Апрель», занимается тюремным служением. Команда фонда организует в местах…

29.04.2024

«Воспитание детей с аутизмом и другими особенностями ментального развития». Светлана Шифрина

У нас в гостях была директор фонда «Искусство быть рядом», мама особенного ребенка Светлана Шифрина. Мы говорили о воспитании…

29.04.2024

«Страдания и вера»

В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Анна Леонтьева, Алла Митрофанова, а также наш гость — протоиерей…

29.04.2024

Лёгкий крест. Наталья Разувакина

Наша вера радостна. И очень часто — парадоксально радостна! Когда на сторонний материалистический взгляд и…

29.04.2024

Кошка Скрипка. Наталья Разувакина

Ничего нового нет для нас в том, что Бог нас слышит. Милует, жалеет, помогает. И…

29.04.2024

Котёнок для сына. Наталья Разувакина

Помощь от Господа в конкретных сложных ситуациях часто бывает совсем не такой, какой мы её…

29.04.2024

This website uses cookies.