Датировка книг Библии издавна представляла интерес для науки. В частности, ученые стремились выяснить, были написаны основные произведения Ветхого Завета до Вавилонского плена, или после него, то есть раньше или позже шестого века до Рождества Христова? Многие специалисты настаивали, что до покорения Вавилонской цивилизацией евреи были недостаточно грамотными для того, чтобы составить канон священных книг. Однако, в 1975 году археологическая экспедиция под руководством израильского профессора Йоханана Ахарони, исследуя руины древнего иудейского города Арада, обнаружила так называемые остраконы – глиняные черепки с надписями. И эта находка внесла определенные коррективы в представление о хронологии написания Ветхого Завета.
Комментарий эксперта:
Наиболее важные – например, юридические или священные тексты в древнем мире было принято писать на коже или пергаменте – материалах дорогих, но недолговечных. А вот для частной переписки зачастую использовались черепки разбитых глиняных сосудов – остараконы. Такая корреспонденция гораздо чаще сохранялась, пронося сквозь века свидетельства своей эпохи. В крепости Арад, защищавшей Иудею с южной стороны с десятого по шестой век до Рождества Христова, учеными было обнаружено множество глиняных обломков с письменами на еврейском языке. Это собрание остраконов стало доказательством, что иудеи владели письменностью до Вавилонского пленения.
Особое внимание археологов привлек обнаруженный среди арадских остраконов архив Эльяшива. Это имя, по всей видимости, носил один из офицеров форта - письма, расшифрованные учеными, были адресованы ему военачальником, сослуживцами и подчиненными. В 2016 году специалисты Тель-Авивского университета исследовали архив Эльяшива с помощью современных компьютерных технологий, и сделали небезынтересные выводы.
Комментарий эксперта:
Благодаря современной технике ученые не просто прочитали надписи на арадских остраконах – они восстановили очертания букв и проанализировали графику древнего письма. Оказалось, что в переписке с Эльяшивом состояло не менее шести человек, каждый из которых имел свой почерк. Напрашивается вывод, что если в небольшом гарнизоне на южной окраине Иудеи не самые высокопоставленные жители владели искусством письма, значит, и общая грамотность евреев до Вавилонского плена до сих пор явно недооценивалась учеными.
Прямой взаимосвязи между арадскими остраконами и хронологией написания Ветхого Завета нет. Даже если бы ученые доказали, что население Иудеи владело грамотой ранее шестого века до Рождества Христова, это еще не доказывает, что Библейский канон был составлен до Вавилонского плена. Однако, открытие израильских специалистов помогло понять, что возможностями для формирования собрания Священных книг иудеи располагали и до насильственного переселения на чужбину в шестом столетии до Рождения Спасителя.
Исаак Левитан. «Одуванчики»
— Так вот почему вы так стремились в Чебоксары, в Чувашский художественный музей, Андрей Борисович! Здесь экспонируется полотно вашего любимого художника, Исаака Левитана!
— Вы проницательны, Маргарита Константиновна! Я действительно хотел увидеть своими глазами картину «Одуванчики». Посмотрите, сколько в ней очарования!
— И вместе с тем простоты! Цветы стоят в глиняном кувшине. Кроме белых, созревших бутонов, здесь и жёлтые медовые солнышки, и нераскрывшиеся головки.
— В букете нет тщательности, его как будто ребёнок собирал. Зато есть свежесть, которая особенно заметна на тёмном невзрачном фоне.
— «Одуванчики» великолепны! Даже не хочется называть этот шедевр натюрмортом. Термин переводится с французского как «мёртвая природа», а в произведении гениального мастера столько жизни!
— Да, такое вот парадоксальное явление — живой натюрморт. Левитан не так много работал в этом жанре. За всю жизнь он написал не больше трёх десятков картин с цветами. «Одуванчики» — одна из первых.
— Какой это год?
— Счастливое лето 1889-го года. Художник тогда жил в Плёсе на Волге, большую часть своего времени проводил на пленэрах. А возвращаясь по вечерам, собирал полевые букеты и рисовал их до поздней ночи. Через девять лет этот опыт пригодился Левитану для преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
— Он учил студентов писать натюрморты?
— В основном, конечно, пейзажи. Но после занятий на природе мастер непременно велел собирать цветы для этюдов. Один из учеников Левитана, Борис Липкин, вспоминал позднее, насколько это было потрясающе. Мастерская превращалась в подобие оранжереи. Левитан расставлял букеты в простых горшках и таких же вот глиняных кувшинах, как на картине «Одуванчики». И давал задачу сложную, как само искусство.
— Это какую же?
— Он говорил, что писать нужно так, чтобы от картины пахло не красками, а цветами.
— Сам Левитан умел это делать. Подходя к полотну «Одуванчики», почти физически ощущаешь горьковатый запах травы. А ещё невольно задерживаешь дыхание, чтобы невесомые соцветия не разлетелись самолётиками.
— Да, Исаак Ильич гениально показал хрупкое очарование одуванчиков. Смотришь и понимаешь, что через несколько секунд порыв сквозняка может растрепать незатейливый пучок. И осознаёшь неповторимость мига, который запечатлел художник.
— В этом особый талант Левитана! В каждом его полотне скрыт призыв ценить мгновения.
— И благодарить Творца, который их подарил нам. «Одуванчики» Левитана — свидетельство о том, насколько прекрасен мир, в котором мы живём. Здесь самые скромные полевые цветы достойны стать произведением искусства.
Картину Исаака Левитана «Одуванчики» можно увидеть в Чебоксарах, в Чувашском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Брянск. Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Одним из небесных покровителей города Брянска считается благоверный князь Олег Романович. Святой родился в тринадцатом веке. Он был внуком Михаила Черниговского — великого Киевского князя, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. Олег унаследовал от деда глубокую веру в Бога. Он щедро подавал милостыню, строил храмы. Из летописей известно, что в 1274 году благоверный князь вместе со своим отцом, Романом Брянским, участвовал в походе против Литвы. Что случилось с Олегом на поле сражения — доподлинно неизвестно. Но сразу после сражения он принял иноческий постриг в Брянском Петропавловском монастыре, который сам учредил. Князь провёл остаток дней в аскетических подвигах ради Христа и непрестанной молитве. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике преподобных. Мощи князя Олега хранятся в кафедральном Троицком соборе города Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Собор Святой Троицы
В 1968 году в Брянске произошла трагедия — безбожники взорвали храм Преображения Господня, который считался главным в городе. В начале двадцать первого века священноначалие решило восстановить кафедральный собор, посвятив его на этот раз Живоначальной Троице. Строительство началось в 2006 году. В нём участвовало большинство горожан — пожертвованиями, трудами, молитвами. В 2009-ом в нижнем, цокольном этаже церкви отслужили первую Литургию. А спустя ещё три года святейший патриарх Кирилл совершил чин великого освящения главного, Троицкого престола кафедрального собора. Рядом с храмом возвысилась восьмидесятиметровая четырёхъярусная колокольня. Ей дали название Пересвет в честь инока Троице-Сергиевой лавры, который в четырнадцатом веке участвовал по благословению Сергия Радонежского в Куликовской битве. Возле колокольни был установлен памятник святому воину Александру Пересвету. Яркий архитектурный комплекс Троицкого собора стал узнаваемым символом Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM