Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Вечер Воскресенья

«Христианин в современном обществе». Евгений Воскресенский

«Христианин в современном обществе». Евгений Воскресенский


У нас в гостях был актер театра и кино Евгений Воскресенский.

Мы говорили о пути Евгения к вере, о творчестве, и о том, что для него значит быть христианином в современном мире.

Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева


И. Цуканов

— Добрый вечер, дорогие друзья! Это «Вечер воскресенья» на радио «Вера». Как обычно, в воскресенье вечером мы говорим с нашими гостями на тему «Христианин и общество». У микрофона моя коллега Кира Лаврентьева.

К. Лаврентьева

— Добрый вечер!

И. Цуканов

— Меня зовут Игорь Цуканов. Сегодня у нас в гостях Евгений Воскресенский, актер театра и кино. Вы все его знаете, я уверен. Вот если бы Вы его сейчас увидели, как вот мы сейчас видим друг друга, то Вы бы сразу узнали...

Е. Воскресенский

— У Вас тут одновременно не снимают? Обычно, наверное, снимают и показывают и на YouTube-канале, и вот это вот... Если у Вас это снимают, то, может быть, увидели бы!

К. Лаврентьева

— Да, видеосъемки у нас, конечно, нет.

Е. Воскресенский

— Воскресенский в воскресенье вечером – это прекрасно! (Смеется.)

И. Цуканов

— Да! Добрый вечер!

Е. Воскресенский

— Добрый вечер, да! Добрый воскресный вечер, я бы сказал!

И. Цуканов

— Евгений, ну вот, наверное, первое, что хотелось спросить: Вы поступали в свое время в Щукинское театральное училище...

Е. Воскресенский

— Ну, я три года поступал в разные институты, но взяли только туда, в остальные не взяли.

И. Цуканов

— А, вот про это и хотел спросить! У Вас такое завидное упорство было – Вы именно хотели сразу стать актером, да?

Е. Воскресенский

— Сразу? Да нет, наверное, сразу я не хотел, потому что родители хотели... Мама хотела, чтобы я был врачом, поэтому отдали меня в химическую школу. Это было ужасно для меня, потому что гуманитарий, в общем, по складу ума. И поэтому как-то вот там с этим ничего не получилось, потому что я ну совершенно как бы никак в точных науках. Ну, и занимался музыкой всегда – мама меня как-то посадила за рояль, это было ужасно тоже. Ну все, что делают родители для детей, это ужасно. Понимаете, все это ужасно! (Смеется.) Но потом, сейчас понимаю, что я благодарен маме за все – то, что она, конечно, делала для меня, для моего становления как бы. Занимался музыкой, и как-то вот так произошло – я поступил в Училище культуры такое, на дирижерско-хоровое отделение. Это в Челябинске – я же из Челябинска, уральский, так сказать, человек. Но у них театрального там не было института. Но я даже об этом не... Я хотел музыкой все-таки заниматься, уже точно не врачебной деятельностью. Ну вот как-то так получилось... Потом я закончил училище, поехал в Ленинград поступать в Институт культуры, там познакомился с девушкой, с моей знакомой. Она работала в Театральном институте, в театральной студии занималась. И как-то вот меня «совратили» на театральную деятельность. Но это сидело во мне, наверное, давно, понимаете? Потому что я, насколько мне мама говорила, что я все время в детстве, когда мне было 2-3 года, я ходил, наряжался во все там мамины туфли, мамины кофты, мамины шляпы. У нас коридор был такой – мы в деревянном доме жили – я ходил во все коридоры, и люди же все оставляли какие-то предметы там...

И. Цуканов

— Реквизит!

Е. Воскресенский

— Сумки, реквизиты, да, туфли – все, я ходил, наряжался. Поэтому это, наверное, где-то сидело, и поэтому оно однажды вылезло чуть попозже... Мне в актерскую деятельность, да...

И. Цуканов

— Ну если Вы три раза пытались, то все-таки в этом есть некоторое упорство.

Е. Воскресенский

— Ну да. А потом, Вы знаете, как Вам сказать... У нас есть такое поверье, что кто ничего не умеет делать, тот идет в артисты. У меня с точными науками не получилось, по маминому желанию... (Смеется.) С музыкой у меня тоже не получилось, потому что я... Ну, я действительно чувствовал, что образования, которое я получил, не хватает для того, чтобы стать хорошим музыкантом. Поэтому куда? Вот только фиглярничать.

И. Цуканов

— Последнее, что оставалось! (Смеется.)

Е. Воскресенский

— Последнее, что осталось – вот это вот, да! Больше никак, да! (Смеется.)

К. Лаврентьева

— Ну это Вы скромничаете, конечно!

Е. Воскресенский

— Ну ладно!

К. Лаврентьева

— Евгений Александрович, а чувство юмора всегда было?

Е. Воскресенский

— Чувство юмора? Да, Вы знаете, наверное, было. Не знаю... Вы знаете, в детстве меня звали «Вицин». Это как раз 1966-1967 годы, когда вышла «Кавказская пленница». И меня почему-то дети звали... Я был какой-то такой, наверное, смешной в детстве, наверное. Не знаю. Может быть, потом я повзрослел – не очень такой... Но, во всяком случае, звали меня «Вицин». И потом вот Игорь Федорович Масленников, когда меня снимал в сериале «Что сказал покойник?» по роману Хмелевской, он мне говорил: «Ну вот, мне кажется, у нас вот Вицин... Ты похож на Вицина». (Смеется.) Так что вот – ну да, наверное, было.

К. Лаврентьева

— В одном из интервью Вы рассказывали, что когда учились на дирижерском, да?..

Е. Воскресенский

— Да...

К. Лаврентьева

— ...вы не могли стоять и дирижировать, потому что все начинали хохотать.

Е. Воскресенский

— Это было такое, да, в училище...

К. Лаврентьева

— Вы специально смешили, или это просто вот харизма? (Смеется.)

Е. Воскресенский

— Да нет, это просто вот... Ну это просто моя такая натура, понимаете? Все эти знаки рук – они, видимо, как-то смешно вздымались кверху и опускались вниз, и это приводило всех в какое-то... Ржа какая-то была, короче, в классе, в хорклассе, да... (Смеется.)

К. Лаврентьева

— И тогда Вы поняли, что все-таки в театральный?

Е. Воскресенский

— Ну вот это вот – да, оно было как бы. А тут вот как-то все – и театральная студия, Ленинград, мы чего-то познакомились, все... Ну, я поступил – не поступил, уехал в Москву, опять не поступил, и во МХАТ поступал. Мне сказали: «У Вас никаких данных» во МХАТе, «и нефиг Вам вообще думать об этой профессии, идите»... В ЛГИКе мне сказали: «Вы где учитесь?». Я: «В Институте культуры». – «Вот и идите в свой Институт культуры. Нечего Вам здесь делать». Но как-то вот, знаете... И во МХАТ ходил. Вы знаете, в Москве, набирал тот год... 1982 год – там набирали все. Во ВГИКе, наверное, Сергей Аполлинариевич Герасимов... Извините, что с утра... К вечеру что-то я не разговорился. Сергей Аполлинариевич Герасимов... Во МХАТе набирал Олег Ефремов. А в ГИТИСе набирал Анатолий Эфрос – такой замечательный у нас был режиссер театральный, целая эпоха, в общем, театральной Москвы. И вот Щукинское училище... Марина Рубеновна наша – вот Царствие Небесное, мой педагог, которая меня и «подобрала», в общем-то. (Смеется.) Вот я как-то ей понравился. И читал вот, кстати, Гоголя. Потому что когда те три года – читал какие-то другие произведения, и не брали в институт. Как Гоголя только прочитал – «Записки сумасшедшего», вот сразу все, взяли. (Смеется.)

И. Цуканов

— У Вас с Гоголем ведь вообще много чего связано. Вы и снялись в фильме «Гоголь. Прощальная повесть», да? И вот это вот чтение при поступлении...

Е. Воскресенский

— И поступление, да.

И. Цуканов

— И сейчас вот у Вас моноспектакль по Гоголю, да?

Е. Воскресенский

— Да. «Гоголь против Гоголя».

И. Цуканов

— Почему Вам?.. Кстати, 1 апреля у Вас, да, будет спектакль?

Е. Воскресенский

— 1 апреля, день рождения Гоголя, да. Приходите в Дом культуры ФСБ.

К. Лаврентьева

— Но все-таки Вы проявили завидное упорство в поступлении. Другой человек пошел бы и нашел себя в другом деле. А Вы поступали, поступали... В итоге – поступили.

Е. Воскресенский

— В итоге – поступил, да. Но многие так же – вот не с первого... Много... С первого раза поступали... не знаю, кто. Очень трудно с первого раза поступить.

К. Лаврентьева

— Но далеко не все проявляли такое упорство.

Е. Воскресенский

— Ну, не все... Ну, упорство... Ну, наверное, было. Но я говорю, что я понимал, что я больше уже ни на что не сгожусь. (Смеется.) Поэтому – куда деваться? Мне уже все... Мне уже было двадцать три года, понимаете? Это уже такая «пенсия» для поступления, для абитуры, да? И потом, я там врал на собеседовании. «Сколько Вам лет?» - Я говорю: «Двадцать один». Все время говорил – двадцать один, а мне уже было двадцать три. Потому что вот... А когда уже тебя приняли, когда ты уже потом документы сдаешь... Это сейчас как-то там по-другому – сначала ЕГЭ какой-то там, чего-то сдавать... А тогда ты сначала проходишь эти туры всегда, и потом приносишь документы. И когда тебя уже приняли – в принципе, все, она смотрит – уже двадцать три... У нас, кстати, пять человек было с таким возрастом, «старым»... (Смеется.) «Старым» возрастом... Ничего, взяли нас всех, слава Богу!

К. Лаврентьева

— Но Вы при этом довольно рано дебютировали в кино.

Е. Воскресенский

— Да.

К. Лаврентьева

— В фильме «Забытая мелодия для флейты» Эльдара Рязанова.

Е. Воскресенский

— Ну да.

К. Лаврентьева

— Что это за история? Как Вы туда попали?

Е. Воскресенский

— Да история очень простая, Вы знаете... Это мой педагог любимый – Александр Анатольевич Ширвиндт. Он ставил дипломный спектакль у нас. И его пригласил Эльдар Александрович. Ну вот, в общем, вся и недолга, как говорится.

И. Цуканов

— На дипломный спектакль?

Е. Воскресенский

— Дипломный спектакль, да, там оперетта Оффенбаха «Герцогиня Герольштейнская» такая – на французском языке мы пели. Замечательно было. Ему понравилось. И он тут же запускал «Забытую мелодию», и вот там небольшая вот эта роль этого студента...

И. Цуканов

— ...студент там, Кирилл...

Е. Воскресенский

— ...Кирилла-студента, да-да-да. И вот как-то мы познакомились, и... Ну, и потом, я еще не так много, но я еще в двух фильмах снялся – «Старые клячи», тоже небольшую роль, и «Андерсен. Жизнь без любви», да. Так что вот такая... Дико благодарен Александру Анатольевичу, что я вот попал в кино...

И. Цуканов

— Что касается Гоголя, я все-таки хотел доспросить. Вот как-то Вы с ним так идете по жизни рука об руку, можно сказать. А для Вас Гоголь что-то особенное, видимо, значит, да?

Е. Воскресенский

— Ну, наверное, да. Потом, мне говорили, что я как бы мордой лица немножко похож на него, да? (Смеется.) Особенно в профиль там что-то похоже. Ну, какие-то есть, наверное... какие-то связи. Потом, Вы знаете, действительно, из того, что я читал – Достоевского, Толстого и Гоголя, - вот он мне как-то больше откликается в душе, понимаете? Поэтому я когда прочитал «Записки сумасшедшего», а потом сыграл это через 15 лет – тоже был фильм канала «Культура», был «Титулярный советник» такой, был тоже художественно-документальный фильм по Гоголю, по «Запискам сумасшедшего». Я потом сыграл там Поприщина. Вот оно как-то вот, знаете, само по себе, да? Пригласили же меня режиссеры... Вот. Потом мы с Машей Голубкиной делали спектакль с ансамблем оркестра Лундстрема – это «Вечера на хуторе близ Диканьки». Потом был вот этот фильм – к 200-летию канала «Культура», такой «Гоголь Прощальная Повесть», вот и опять меня приглашают, понимаете? Потом я решил сделать спектакль, моноспектакль – вот в 2013 году сделал этот моноспектакль, получил президентский грант – миллион рублей, «распилил» бюджет на миллион рублей. (Смеется.) Сделать спектакль, да... Ну, и вот сделали этот спектакль. Потом меня тут пригласил Дом Музыки - вот в 2017 году в Дом Музыки пригласили сделать «Вечера с Гоголем». Я сделал три спектакля с ансамблем Оркестра народных инструментов имени Осипова. Это «Вечера на хуторе», драматическое произведение «У театрального разъезда», и «Выбранные места из переписки с друзьями». Вот такие три спектакля в Доме Музыки. Ну это был такой вот абонемент – «Вечера с Гоголем». Ну, это такая работа – она была как бы одноразовая. Но вот сейчас я иногда играю эти спектакли, потому что приглашает филармония. Вот ездил в Самару, ездил в Рязань, сейчас здесь буду играть это с Оркестром Осипова в Московской филармонии, этот спектакль. Так что вот он как-то, Вы знаете, все время... все время как-то вот...

И. Цуканов

— ...с Вами рядом.

Е. Воскресенский

— Да. Потому что, действительно, русская жизнь... Как бы моя подруга училась в Сорбонне, и у нее французский педагог, профессор по иностранной литературе. И вот она им говорила в Сорбонне, что если Вы хотите узнать русского человека, русскую душу, то читайте именно Гоголя. Вот она у них в Сорбонне говорила...

К. Лаврентьева

— Не Достоевского – Гоголя?

Е. Воскресенский

— Не Достоевского – именно Гоголя!

И. Цуканов

— Даже не Пушкина!

Е. Воскресенский

— Да. Нет, да...

К. Лаврентьева

— И даже не Толстого.

Е. Воскресенский

— Да. Хотя, если у широкой публики, естественно, известны больше всего Толстой, Достоевский и Чехов – чисто драматические произведения.

К. Лаврентьева

— Удивительно знаете что? Лично для меня... Но, мне кажется, не буду я первопроходцем в этом вопросе...

Е. Воскресенский

— Давайте-давайте, да...

К. Лаврентьева

— В основном, ведь Вас приглашали на различные комедийные роли в кино и сериалах, и Вы кажетесь в кино таким довольно легким человеком, добрым, и так это и передается очень гармонично на Ваши роли в кино. А когда смотришь совершенно другую сторону Вашего творчества, касающуюся Гоголя, то открывается совершенно другая сторона Вашей личности. Ведь это далеко не легкий и жизнерадостный писатель.

Е. Воскресенский

— Да нет, конечно...

К. Лаврентьева

— Чем он Вам близок?

Е. Воскресенский

— Вы знаете, там вот этот «смех сквозь слезы», понимаете?

К. Лаврентьева

— Конечно.

Е. Воскресенский

— Смех сквозь слезы, и вот...

К. Лаврентьева

— но слез больше все равно получается.

Е. Воскресенский

— Ну, да. Но просто, Вы знаете, он... Ну он настолько подмечал все наши какие-то детали, вот нашей жизни... Понимаете, до сих пор читаешь – просто удивляешься. Ну, допустим, так: «Как только у нас поставят какой-нибудь забор, обязательно туда чего-нибудь свалят». Вот правда. (Смеется.) До сих пор так, Вы понимаете? До сих пор вот!

К. Лаврентьева

— Но Чехов тоже подмечал. Но ближе Вам все-таки Гоголь?

Е. Воскресенский

— Ну, там, Вы знаете, Чехов – он все-таки подмечал какую-то сторону как бы такой вот... интеллигентной стороны, что ли, какой-то части... Даже больше не народа, да? А у Гоголя – ну, он и про тех говорил, но в основном это вот какая-то такая народная... о народе... Вот пласт его как бы вот каких-то вымыслов, замыслов... (Смеется.) Оно вот ближе как бы к «плинтусу», что называется. Вот сюда вот... Внизу как бы он, и снизу как бы все это поднимается.

К. Лаврентьева

— Раскапывал буквально, угу...

Е. Воскресенский

— Чехов как бы – вот да, он как бы где-то с середины, я бы так сказал, если это можно так сказать, вот какая-то такая прослойка... Все равно как бы с интеллигентной точки зрения. Конечно, там задеваются народные какие-то мотивы, понятно, да... Но этот вот – глубина как-то постижения, Вы знаете, мне кажется, она более вот... Более мне, что ли, созвучна. Я как-то это все чувствую и понимаю, настолько это современно звучит, понимаете? До сих пор можно процитировать чего угодно, там. Ваше нападение на театр, - вот сейчас у него вот эти слова, знаете, ваше нападение на театр, - односторонне, несправедливо. Вы подкрепляете тем, что Вам известные духовные лица выступают против театра. Но они правы, а Вы неправы. Разберитесь лучше, точно ли они выступают против театра, или против того вида, в котором он нам теперь является.

К. Лаврентьева

— «Вечер воскресенья» на радио «Вера». Уважаемые радиослушатели, у нас в гостях Воскресенский Евгений Александрович, актер театра и кино. У микрофона мой коллега Игорь Цуканов и я, Кира Лаврентьева. Евгений Александрович, Вы говорите все-таки, что Гоголь Вам очень созвучен.

Е. Воскресенский

— Да.

К. Лаврентьева

— Но ведь он был и глубоко верующим человеком. У нас все-таки тема «Христианин и общество».

Е. Воскресенский

— Да-да-да.

К. Лаврентьева

— Я не могу не спросить, был ли он близок Вам в этом.

Е. Воскресенский

— Вы знаете, опять же, вот его слова из этой вот статьи «Театр», да?.. Есть в обществе такое, что необходимо, есть в обществе такие ступени, которые незримо ведут нас к христианству, в том числе, может быть, и театр, если он обращен к своему высшему назначению. Поэтому для меня как бы вот... Понимаете, я сначала его же как литературу читал и не думал ничего о религиозных каких-то вещах. Вообще, я крестился очень поздно...

К. Лаврентьева

— В 1986 году.

Е. Воскресенский

— В 1986 году, уже после института. Мне было 28 лет. Я вообще и ни в Церкви не был, и ничего не знал ни про христианские... про мою фамилию... Кстати, это псевдоним, который стал фамилией. Я и не знал ничего, что такое Воскресение Христово. Я абсолютно ничего не знал.

И. Цуканов

— Вы просто во воскресеньям играли в детских спектаклях?

Е. Воскресенский

— Я в детских спектаклях, я по воскресеньям. И как бы сложился такой анекдот, что этот «воскресенский артист» – он по воскресеньям играет, да-да-да. А сама фамилия – потому что я... Гороскопы мы как-то читали... Просто мне в театре сказали, что «надо какой-то псевдоним – будет у Вас?». Я говорю – будет. «А какой?» Я говорю: «Не знаю». – «Ну давайте скорее, что Вы...» А я не знал, чего. И мы просто накануне смотрели гороскоп и так далее, я еще некрещеный был. Ну потом, правда, вел передачу «Астрологические прогнозы», мне батюшка тоже... Ну, я потом расскажу про это. Это тоже смешно очень. Он мне говорил: «Ты чего, дурак, что ли, совсем, будешь вести это?». А я говорю: «Батюшка, мы сделаем из этого комедийную программу». Я говорю: «Посмотрим». – «Ну запиши, посмотрим». Я говорю: «Все равно же кто-то будет делать. Давайте, я попробую». Я потом сделал – он говорит: «Ну, издеваешься над этой ерундой! Ну хорошо, давай, веди тогда!». Ну и вот. И у меня просто, по астрологическому прогнозу, мой день – воскресенье. Ну, и как-то вот... И так сложилось.

И. Цуканов

— Ну это как-то промыслительно сложилось, потому что Вы же потом пришли в Церковь и крестились... Как это произошло?

Е. Воскресенский

— Ну потом – да. Вот да. Какие-то вопросы когда-то мне задавали... «А что, говорят, что со сменой фамилии у Вас что-то должно произойти». Я думаю: «Ну да»... Вот я в августе поменял фамилию – ну, как бы это псевдоним, хотя паспорт у меня оставался до 2005 года – Бондаренко как бы... Просто потом так получилось, что финансовые документы... Титры фильмов, передачи являются финансовым документом – какой-то закон приняли, и нужно как по паспорту. И как-то я на какой-то фестиваль приехал, и там, смотрю, у меня фамилия «Бондаренко» стоит. Я говорю: «Ребята...». А вот и все. А меня как Бондаренко уже никто не знал тогда. Поэтому пришлось как-то поменять фамилию. Так что вот это вот – да, мне сказали, что-то же должно измениться. Я говорю: «А что у меня должно измениться?». Вот я в августе 1986-го поменял фамилию, как бы псевдоним, а в декабре крестился.

К. Лаврентьева

— А что за история с крещением? Она очень необычная, да?

Е. Воскресенский

— Ну, как...

К. Лаврентьева

— У Вас же было домашнее крещение.

Е. Воскресенский

— Да. Ну, вот в этом смысле было необычное, да. Мой батюшка, знаете, как бы из одного храма переходил в другой храм. И вот этот период времени – два месяца, что ли – он дослуживал там, и не перешел уже в другой храм, и поэтому, видимо, крестили дома. Я не знаю, почему меня дома крестили... (Смеется.) Хотя тогда как-то... Это 1986 год – ну, еще будто коммунизм, но и, в общем, можно было и в храме покреститься.

И. Цуканов

— Но уже не андроповский коммунизм все-таки.

Е. Воскресенский

— Ну, как-то уже да. Уже какой-то, типа, Горбачев, там, уже перестройка, гласность, типа, социализм. Там уже как-то стали храмы... Там уже все шло к Тысячелетию Крещения Руси – там вся подготовка уже как-то шла. Ну, как-то вот в ванне, знаете, крестили меня дома, в ванне. Это очень было интересно, смешно. Мы там еще с девочкой с одной крестились вдвоем, с моими друзьями. Ну, и как-то – да, очень смешно. Это было 24 декабря. Знаете, мне еще люди, которые мне сказали: «Иди, вот батюшка хороший, только поздравь его, пожалуйста, с Рождеством. Сейчас Рождество, ты поздравь его, пожалуйста». (Смеется.) Я прихожу и говорю...

И. Цуканов

— Католическое!

Е. Воскресенский

— Ну да, типа, да. Я говорю: «Батюшка, хочу поздравить Вас». – «С чем?» – «Ну, вот сейчас наступает Рождественская ночь»... Он говорит: «Да это сейчас не наше как-то!». Я говорю: «Как – не наше?». – «Ну это вот католическое». Я говорю: «А что, оно не наше? Они что, не наши?». Он говорит: «Ну, они наши как бы, но как бы не совсем наши. Я, - говорит, - потом тебе расскажу все». (Смеется.) Вот так вот это все произошло.

К. Лаврентьева

— Он стал Вашим духовником?

Е. Воскресенский

— Да, конечно. Он уже – Царствие Небесное, конечно... И он действительно промыслительно... это был промыслительный человек, потому что такой эпизод... У меня мама вот умерла 15 мая 1990 года, и я к нему приехал как раз, чтобы он отпел и все такое. Переживал и все такое... И батюшка через 20 лет умер тоже 15 мая. Я когда это осознал... может быть, даже я еще не осознал вот это вот... То есть это вот... Мать была, и вот какой-то был... ну, и отец был, конечно, тоже – Александр, Царство Небесное, да. Но вот это вот действительно был духовный отец. Потому что вот эта вот какая-то связка, что он ее отпел 15 мая, а через 20 лет умер в этот же день... Я до сих пор, наверное, не осознал этот момент. И, Вы знаете, он мне везде как-то является. Вот во сне, чего-то мне снится... Дважды я был в каких-то заброшенных храмах – мы куда-то ездили, и там иконки, люди там пытаются что-то служить в заброшенных храмах. И везде встречается мне иконка князя Вячеслава Чешского, имя которого он носил. И буквально вчера мы ездили в Поленово к моим друзьям и тоже зашли в храм, и там лежат книжки отца Вячеслава.

И. Цуканов

— Это отец Вячеслав Резников.

Е. Воскресенский

— Отец Вячеслав Резников, да. У него потрясающая книга «Полный круг проповедей на евангельские чтения». Я вообще всем советую ее приобрести, она есть, продается во многих храмах. И это сподвигло к тому, что я и переехал из Москвы в Пушкино, потому что батюшка служил в храме Черкизово, в Покровском храме, - в Тарасовку, и это был один из мотивов – быть ближе к отцу. Я понимаю, что это было очень правильное решение. (Смеется.) После того, как я понял, что 15 мая – день моей мамы. И день рождения у них рядом: у мамы – 13 августа, а у батюшки 15 августа день рождения. Ну, разница – конечно, 20 лет разница. Да, вот такие вот встречи у нас, знаете, бывают – неожиданные, которые нас привели к вере, к укреплению веры. Так же, как я вот маму вот... По поводу 15 мая... Я вот, знаете... Тоже эпизод... Потому что я узнал о смерти мамы по телевизору. Все говорят: как вот это вот, да? Но тоже удивительно. Мама заболела – рак легких у нее обнаружили, хотя она чувствовала себя нормально, все было хорошо. Ну, мы чего-то пытались... Она не захотела никуда лечиться, говорит: «Все это ерунда, все нормально». Ну, и чего-то... какие-то там народные средства... И я как-то на гастролях в марте 1990 года... Мы приезжаем, кстати, в Сыктывкар. И прихожу после концерта, включаю телевизор, идет программа «Время», конец программы «Время». И, как всегда, там о спорте, о культуре. И вдруг говорят: «Сегодня на 66-м году жизни от рака легких скончалась выдающаяся джазовая певица Сара Ван». И меня, знаете, как пробило... Я понял, что это сказали мне. У меня, знаете, у меня пот капал – просто лилось все потом... Я на следующее утро приезжаю к батюшке, отцу Вячеславу, и он говорит: «А что ты хочешь – Господь приходит всегда по трем вещам, по трем позициям: лично тебе, лично тебе по очень важному твоему делу, и что делать. «Лично мне» - что очень важное, что мама. И «что делать?»... Я говорю: «А, батюшка, что делать?». – «Ничего не делать. Там все уже решено». И мама через полтора месяца, вот 15 мая, умерла. Как раз это пасхальные дни были... 10 мая была Пасха – 10 мая или 9 мая, а мама 15 мая умерла как раз. Вот... И это, конечно... Вот после этого случая я стал ходить в Церковь. Потому что в 1986-м я покрестился, а после кончины мамы я уже стал ходить в Церковь.

И. Цуканов

— То есть у Вас эти два момента не совпали как бы, не вполне, да? Крещение и воцерковление?

Е. Воскресенский

— Да, крещение – я не стал как бы, да. А вот после ухода мамы – вот да, я стал уже, наверное, посещать, ходить в храм.

И. Цуканов

— Это «Вечер воскресенья» на радио «Вера». Я напоминаю, что у микрофона моя коллега Кира Лаврентьева, меня зовут Игорь Цуканов, и мы сегодня беседуем с Евгением Воскресенским...

Е. Воскресенский

— Да, «Воскресный вечер» с Воскресенским! (Смеется.)

И. Цуканов

— «Воскресный вечер» с Евгением Воскресенским.

Е. Воскресенский

— Да. (Смеется.)

И. Цуканов

— Пожалуйста, не переключайтесь, мы вернемся буквально через несколько секунд.

К. Лаврентьева

— Еще раз здравствуйте, уважаемые радиослушатели! «Вечер воскресенья» на радио «Вера» вновь приветствует Вас! У нас в гостях актер театра и кино Евгений Воскресенский, у микрофона мой митинга Игорь Цуканов и я, Кира Лаврентьева. Евгений Александрович, Вы сказали, что Вас сравнивали с Георгием Вициным.

Е. Воскресенский

— Ну вот Игорь Федорович Масленников мне говорил, да.

К. Лаврентьева

— Удивительно то, что и Вицин играл Гоголя.

Е. Воскресенский

— Ну да.

К. Лаврентьева

— То есть вся страна знала его по комедийным ролям, но он прекрасно, замечательно играл Гоголя. То есть не зря сравнили!

Е. Воскресенский

— (Смеется.) Да-да-да! Может быть, да-да!

К. Лаврентьева

— Удивительно. И все коллеги, близкие Георгия Вицина говорят, что, несмотря на тонкое чувство юмора, глубину, доброту, комедийность ролей, в жизни он был очень серьезный и даже немного такой грустный человек. Смогли бы Вы провести какую-то параллель с ним в этом плане, или все же у Вас совершенно по-другому?

Е. Воскресенский

— Ой, ну, Вы знаете, параллели – я не знаю... Они же, параллельные линии, где-то там за горизонтом пересекаются... А по математике Лобачевского – не пересекаются! Поэтому какую сторону принять, я даже и не знаю! (Смеется.) Нет, да, ну так получилось – Вы знаете, действительно, какая-то параллель – она как бы налицо, да, на лице!

К. Лаврентьева

— Есть, есть.

Е. Воскресенский

— Да, у Георгия Вицина и у меня вот такая была параллель, да-да. Но я, может быть, не так... не столько фильмов хороших сыграл комедийных, как и Вицин, конечно. Может быть, еще что-то сыграю комедийное. Может быть, да... Я сейчас сценарий пишу – хочу сыграть такой образ странника русского, понимаете? Как бы ближе к юродивому. Потому что я сыграл юродивого в театре. Был такой спектакль «Борис Годунов» в Театре наций. И как-то я после этого проникся вот этим образом, что никто как бы вот не создал образ такого вот русского странника – в современном, конечно, мире. Они есть, да, они есть, они среди нас. Но это не те, кто вот побирается, допустим, кто-то... Хотя попрошайничество у нас как бы, с одной стороны, где-то запрещено, с другой стороны, это вот Русская церковь без паперти – тоже она как-то вот не... как-то пустая, мне кажется. Когда у храма никто не просит и стараются чего-то всех отгонять, там, я сейчас слышал - ну, мне кажется, неправильно. Потому что если кто-то пришел, надо помочь.

И. Цуканов

— «Просящему у тебя дай».

Е. Воскресенский

— Надо помочь, надо помочь, да. Все-таки да. Поэтому я вот и благотворительный фонд создал, сейчас вот уже третий год помогаем детям, больным дэцэпэшным в моем родном городе Челябинске. Вот послезавтра еду туда. Так что, скорее всего, такая параллель – ну да, она чисто физически произошла. (Смеется.) Ну он вот так вот похож тоже на Гоголя.

К. Лаврентьева

— Очень, очень похож.

Е. Воскресенский

— Я менее похож, да. Хотя мне тоже грим делали, красили волосы, парик надевали... Но он прямо очень был похож. Потому что вот, мне кажется, не очень был похож Петров вот в этом фильме – «Гоголь. Начало».

И. Цуканов

— Трехсерийный.

Е. Воскресенский

— Трехсерийный вот этот фильм, да. Ну он так, вот чисто внешне – не очень, мне кажется. А вот Вицин – вообще одно лицо какое-то. Хотя очень много разных фотографий Николая Васильевича – тоже разные, действительно разные. У меня посмотреть фотографии – кто с этой стороны сфотографировал, кто с этой стороны – там тоже, знаешь, лицо совершенно меняется. И у Николая Васильевича. Ну, он был высокий, во-первых, человек, с тростью ходил, красил волосы. Такой тоже... Модничал... И Чехов модничал, Чехов модный тоже был. И всегда одевался очень стильно, во-первых, красиво.

И. Цуканов

— Ваше амплуа в кино – вот Кира уже сказала, что это, в основном, такие комедийные роли, и часто это роли не главные – эпизодические или, скажем, второго плана.

Е. Воскресенский

— Да, да.

И. Цуканов

— Вот у Вас нет какого-то такого внутреннего желания сыграть вот главную роль? Или Вас, в общем, устраивает это амплуа, которое у Вас есть?

Е. Воскресенский

— Да Вы знаете, да. Тут же это жизнь, понимаете? И тебя так видят. Если бы я был каким-нибудь продюсером и сам бы чего-то делал... Вот я тоже говорю, что тоже хочу сыграть, допустим, этого странника. Это я буду сам писать сценарий, но я уже пишу, долго уже пишу, но найдем чего-нибудь, снимем... Конечно, что-то хочется делать свое такое, да. А тут, в основном, когда это приглашают, конечно, тебя используют, в каком-то смысле, да? И тут ничего не поделаешь. Главных ролей было – да, было... Из 125 ролей, уж чего вот сыграно, там 10, наверное, было главных ролей. Но они тоже были, в общем-то, комедийного плана. Как вот Кира говорит, что такой бандит, но приятной наружности. (Смеется.)

К. Лаврентьева

— Есть, есть!

Е. Воскресенский

— Да-да, бандит, но приятный такой! Добрый бандит как бы такой, который всем нравится, да-да-да! Ну так же, как и «Кавказская пленница» - они же тоже бандиты, да?.. Но они все...

И. Цуканов

— Но обаятельные.

Е. Воскресенский

— Они же обаятельные, эти бандиты, да. Или, там, Миронов, там, в «Бриллиантовой руке» тоже бандит, но как-то это все обаятельно. Но вообще отрицательную роль играть легче, потому что она... Ну, там красок больше. А положительного героя, Вы знаете, такого, как вот... это быть надо, не знаю... Там вот Тихонов, Вячеслав Тихонов – вот такой положительный герой, да? Или, там, кто там? Алексей Баталов... Сейчас я не знаю, кто у нас там такой положительный герой.

К. Лаврентьева

— Лановой? Хотя тоже по-разному. По-разному.

Е. Воскресенский

— Ну он такой, да, он больше «аленделонистый» такой какой-то, да. А современные герои – кто у нас там? Ну, Меньшиков был, там, не знаю, в каком-то плане... Нет, герой – Янковский был. Вот герой 80-х был. 60-х годов был – это Алексей Баталов, 50-х годов – Николай Рыбников был. Там, Крючков был, допустим, там в 40-х годах. Каждый год... Вот в 90-х годах Бодров был, да? Со своим «Братом», такой вот герой. Ну, тоже отрицательный такой герой, такой вот... в общем-то, отрицательного плана. Но он стал героем все равно как бы 90-х годов.

И. Цуканов

— А как Вы думаете, почему это так, почему играть отрицательных персонажей проще, чем положительных? То есть дело только в том, что больше ярких красок, или что-то еще?

Е. Воскресенский

— Ярких красок... Ну, Вы знаете, как-то гадости... легче делать гадости, чем добрые дела, мне кажется.

И. Цуканов

— А в нас во всех есть, да?

Е. Воскресенский

— У нас гадостей хватает у всех, понимаете? (Смеется.) И потом, все... Опять же, обращаясь к Гоголю... Вы понимаете, он же тоже вот изобличал вот эти все... все наши недостатки, вот эти, если говорить церковным языком, грехи, там, да? Изобличал все, показывал, и чтобы мы боролись с этим. Вот как бы такое. Нам не просто показать, а еще как-то это побороться с этим, понимаете? Потому что...

И. Цуканов

— То, что называется «покаяние».

Е. Воскресенский

— Ну, какое-то, да, покаяние. Вот там... Там же вот этот «Ревизор» - там все же просто были против, и премьера провалилась, и вообще все – «как он может!» и все такое. А премьера состоялась только почему? Потому что Жуковский отдал это царю, чтобы он прочитал. И царю это очень понравилось. И известная фраза царя: «Ну и пьеска! Всем досталось, мне – более всего. Играть на театре», - подписал Николай, понимаете? Поэтому вот... И Николай понимал, что все – с одной стороны, критика, с другой стороны, это смешно, но это и полезно.

К. Лаврентьева

— Евгений Александрович, а после того, как Вы осознанно приняли христианство, это как-то отразилось на Вашей профессиональной деятельности, на Вашей жизни? Вы изменились? Изменилось ли Ваше творчество, подход к ролям?

Е. Воскресенский

— Подход к ролям? Ну, конечно, я... Ну, во-первых, я... У меня, там... Стал крестным отцом двенадцати людей – мальчиков и девочек. Все они уже выросли, все уже... все – взрослые люди. Игорь Угольников – мой крестный сын тоже, его дочь и жена первая.

И. Цуканов

— Надо вспомнить, что Вы с ним вместе делали передачу «Оба-на!» в начале 90-х.

Е. Воскресенский

— «Оба-ну!», да-да, «Оба-ну!» нашу, да-да-да. Да. Ну Вы знаете, как сказать... Конечно, это тоже вот... И все чего-то хотели, чтобы я был крестным отцом. Меня уже батюшка остановил и говорит: «Жень, ну это очень сложная вещь. Как бы все думают, что это ничего не происходит, а это такая тяжелая ноша». И у меня там еще человек, наверное, десять хотели, чтобы я был крестным отцом. Но батюшка меня остановил и сказал, что больше не надо. Больше не надо, ну вот остановились на этой цифре. Конечно, что-то меняется. Я стал разборчивее относиться к сценариям, конечно же. Присылают сейчас вот какой-то из «Камеди-клаб» написанный сценарий – там какие-то все... там мат-перемат, извините. Я, конечно, не соглашаюсь на какие-то вещи. Также вот эта вот передача – «Астрологические прогнозы», когда я вел каждый день, батюшка мне сказал: «Ну давайте посмотрим». Мы сделали из этого более такую смешную программу, она есть в YouTube – там пара выпусков осталась. И потом, знаете, что изменилось? Мне потом, когда люди потом ко мне подходили и говорили, что «спасибо Вам за эту передачу, я так верила вот в эту всю ерунду, а сейчас понимаю, что это полная фигня, поэтому спасибо Вам, что Вы меня разуверили, я перестала верить в эти гороскопы»...

К. Лаврентьева

— То есть Вы юмористически показали это...

Е. Воскресенский

— Я как-то это юмористически показал, да. Люди как-то... Причем, это не один человек, а несколько человек как бы там вот пришли. То есть какие-то... то есть какой-то... Что-то, какое-то изменение происходит, конечно же. Да. Вот более серьезен стал, наверное, в каких-то вещах. Ну потом, это с возрастом еще приходит. Когда мы «Оба-ну!» шутили, там как бы было не до этого. (Смеется.) Там нужно было какие-то... Ну, и юмор тогда был как бы... В общем, он как-то... Сейчас как-то все опустилось ниже фола все как-то, да... Тогда все-таки было это очень... Ну... Мы искали как-то, чем можно посмешить. Там, похороны еды – там, похоронили еду, там.

И. Цуканов

— Это с Андреем Кнышевым, да, Вы делали?

Е. Воскресенский

— Ну, Андрей Кнышев – это «Веселые ребята». Но я снимался у него. Там есть передача – в одной передаче там, да-да-да. Но он тоже такого юмора, Вы знаете, элитарного юмора такого, поэтому он и к нам как бы приходил, и мы старались как-то там... Хотя какие-то анекдоты тоже, там, экранизировали. Но такие, пристойные анекдоты, конечно. И поэтому, конечно... Ну, тогда время было другое, мы были другие, поэтому юмор другой. Сейчас как-то все немножко это... опошлилось, я бы сказал.

К. Лаврентьева

— Вам тяжело это дается?

Е. Воскресенский

— Что?

К. Лаврентьева

— Такое изменение тенденции – вниз?

Е. Воскресенский

— А-а... Ну, мне это не нравится, конечно. Я считаю, что можно... Мы же как-то обходились вот без мата, там, в кино, везде. Наверное... Нет, это в жизни присутствует – я не говорю, что это не присутствует. Но как-то... Знаете, это всегда даже и в театре начали как-то... все как-то фривольно относиться... Причем, это не нужно. Я понимаю, когда это что-то необходимое какое-то там тоже... «А зори здесь тихие...», когда там у них сцена в бане есть... Ну там что-то показали, какие-то... Но это нормально – это в бане... (Смеется.) Как-то показали... То есть ну когда у нас начинаются какие-то интимные вещи, которые любовь показывают во всеоружии – ну это ни к чему, это все действительно интимная вещь. Пусть она останется за кадром. Интересно, когда это влечение, когда ты просто трогаешь руку, и по одной руке, ты девушку трогаешь, и это в кадре показывается, и ты понимаешь посыл, понимаешь, что дальше будет, что это Вы все... А когда уже происходят какие-то вот вещи такие – чисто плотское вожделение, ну, оно ни к чему, этот финал. Надо как-то это приукрасить, чтобы это... поэзия какая-то... Кино все-таки... Катарсис должен быть, должна быть какая-то поэзия. Надо над жизнью подниматься все-таки как-то, понимаете? Не надо вот так вот прямо... Понятно, кино – реальная вещь, это не театр, но надо быть над этим все-таки, над жизнью.

И. Цуканов

— Это «Вечер воскресенья» на радио «Вера». У микрофона моя коллега Кира Лаврентьева, меня зовут Игорь Цуканов, и мы сегодня разговариваем с Евгением Воскресенским, актером театра и кино. Евгений Александрович, вот хотел все-таки еще раз вернуться в те 80-е годы и спросить, а как Вы, вообще-то, пришли к вере? Вот Вы сказали, что Вы крестились несколько раньше, чем Вы начали ходить в храм. Но если Вы крестились, то Вы, получается, уже уверовали во Христа – то есть, по крайней мере, на каком-то таком вот базовом уровне у Вас вера уже появилась. А откуда она взялась? У Вас родители веровали, или?.. Как вот Вы к этому пришли в том 1986 году?

Е. Воскресенский

— До 1986 года? Да Вы знаете как... Ну вот какая-то вот... В жизни все-таки есть какие-то этапы. Вот они какие-то вот... есть. Вот я музыкой занимался и понял, что как-то не происходит ничего, да? Потом пошел в Театральный институт. И чего-то, видимо, не хватало. И потом мои друзья – вот они уже ходили к отцу Вячеславу, мы с ним познакомились, и они мне постоянно говорили в течение вот этих трех-четырех месяцев, что «ну вот а чего ты такой?». Я говорю: «А чего мне там делать? Что я буду, там, ходить в церковь? Я никогда там не был». Он говорит: «Ну пойди, хоть раз сходи, посмотри». Не знаю – мне чего-то говорили, говорили, говорили. Так же, как с моей подругой – мы тоже... Вот сейчас она действительно верующий человек. Мы год к ней ходили, уговаривали ее тоже: «Надо ходить в церковь», то есть вот это, да? (Смеется.) «И душе будет...» «С бабками? Я пойду туда с бабками стоять? Это что вот Вы мне говорите?!». Сейчас это такой столп православия, я Вам скажу! (Смеется.) Ну, в нашей среде, да, в актерской, да-да-да. Потому что она: «Как я могла вообще? Как я могла не ходить?». И вообще все. И воспитала трех детей, там. Вот какой-то метод убеждения... Ну, вода точит камень, да? Это вот когда тебе что-то капает, капает, капает... Дома у нас никогда ничего не было – Вы знаете, ни икон не было, ничего. Единственное, что у бабушки был диплом, он висит у меня сейчас дома – это огромная такая, знаете, 40 на... Диплом об окончании двухклассного – тогда это курсистка она была, женские курсы, да? Это у нас диплом дома – смешно просто смотреть. Это 40 на 30, на 40 сантиметров – огромная такая вещь. И я все время хотел туда посмотреть, потому что там были портреты царя, наследника, Александры Федоровны и икона Богородицы, икона Иисуса Христа и выдержки из Евангелия, и выдержки из Законов Российской империи. Это огромная вот такая у меня дома висит. И я все время почему-то хотел ее посмотреть. Говорю: «Бабушка, покажи мне свой вот этот диплом». И я постоянно туда... Значит, вот это...

И. Цуканов

— Заглядывали.

Е. Воскресенский

— Да, заглядывался постоянно, когда бабушки не было. Я почему-то туда все время тогда смотрел. Вот, Вы знаете, мне почему-то очень было интересно – вот и царя, и иконы вот эти... Ну, и на этом все закончилось. Конечно, ни мама, ни папа – никто никогда в церковь не ходили, никто... Этого не было. Но бабушка, единственное, сказала, что когда вот советская власть пришла, она раздала иконы в монастырь. У нее были дома иконы, естественно, они были все крещеные, венчанные. И она иконы... Потому что боялись, дедушку арестовали, и она боялась – она отдала иконы все в церковь, монастырь. В монастырь куда-то отдала. Вот, в общем, вся история как бы с географией. Но это вот как-то, вот видите, действительно сидит чего-то там, наверное. Хочется быть... познать что-то другое, познать себя изнутри. И вот это вот капает, капает, капает, и, знаете, приходишь к этому. Потом, я люблю... Я сейчас четыре года же не ходил. Потом вот уход мамы меня заставил ходить, заставил поверить, понимаете, если можно так сказать. Вот. Ну, и, потом, действительно укрепление веры, и все там... Много проведено, знаете... Ну вот, например, этот взрыв – это тоже вот укрепление веры. Взрыв на Пушкинской площади в 2000 году, 8 августа. Я за 15 минут до взрыва вот ушел оттуда. Я стоял там, я минут 15 не уходил, не приходил, значит, как вот у меня привязанное было что-то такое. И потом мысль отца Вячеслава, который мне сказал: «Ты давно... Я же тебе сказал: ходи к Трифону, помолись. Ты уже три месяца не можешь сходить к этому Трифону, помолиться, там». Я его просил молебен – там, о работе, чего-то у меня там какие-то дела...

К. Лаврентьева

— Помолиться мученику Трифону?

Е. Воскресенский

— Помолиться, да. И вот такая мысль. И я ушел. Это вот отец Вячеслав... Это было 8 августа. Это был Пантелеймоновский день. Я пришел туда, в храм – к Трифону, туда, на Трифоновскую, на Рисжкую. А он говорит: «У нас здесь Трифона нет, у нас Пантелеймон. Ну давайте Пантелеймона». Я говорю: «Давайте Пантелеймона, мне все равно».

К. Лаврентьева

— Удивительно.

Е. Воскресенский

— Да. Пантелеймона. И потом, когда батюшка меня крестил, я же не знал, когда у меня мои именины. Он говорит: «Вот разные есть – такие, такие и такие». И потом я совершенно случайно попадаю – не собирался ехать на Афон – случайно попал на Афон и ударился в каком-то... Причем, мы в самолете летели вместе с митрополитом Лонгином, потому что мы с ним знакомы были, он еще тогда был архимандритом, первые службы служили в Троице-Сергиевом подворье на Самотеке. Он вдруг в самолете – мы встречаемся совершенно случайно, и он нас там возит везде, мы совершенно случайно попали... И я к мощам своим Евгения припал. А все эти Евстратий, Мардарий, Орест и Евгений – 26 декабря. А меня батюшка крестил 24 декабря. Я нашел свою... Я потом – батюшка пришел, я говорю: «Батюшка, я своего нашел». – «Ну, молодец, нашел – прекрасно. Все, будешь - 26 декабря у тебя будет день ангела». Вот все, Вы знаете, Пантелеймон. Потом я из Москвы уезжаю в Пушкино – ну вот к батюшке поближе. И там храм Целителя Пантелеймона. Это буквально – вот 2000 год, я ушел в этот вечер от этого взрыва, и через год я переезжаю в Пушкино, и там храм Целителя Пантелеймона, понимаете, в который я хожу до сих пор. Вот такие вещи... Неслучайные случайности. Да? (Смеется.)

И. Цуканов

— Да, вообще, вот я Вас слушаю и думаю, что фраза «случайно попал на Афон» - она, конечно, звучит интересно! (Смеется.)

Е. Воскресенский

— (Смеется.) Ну, мне там все монахи говорили: «Знаете, случайно»... Я говорю: «Ну, я случайно попал». Мы поехали отдыхать, меня узнали какие-то грузины: «А мы собираемся это самое... Поехали, вот артисты – поехали вместе на Афон! 50 долларов!». Я говорю: «Да хорошо, поехали!». И вот мы поехали, понимаете? Вот все как-то вот... Вот Господь везде рядом, понимаете? И ангелы Его. (Смеется.)

К. Лаврентьева

— Евгений Александрович, видите ли Вы для себя в Вашей профессии какую-то цель сейчас, как христианин? Можно ли внести христианскую подоплеку в актерское мастерство?

Е. Воскресенский

— Ну конечно, об этом Гоголь – я же его цитировал, все время цитировал, говорил: «Есть в свете такое, что незримая ступень ведет нас к христианству, в том числе, может быть, и театр». Вот я еще раз это повторяю. «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если вся эта толпа вдруг может зарыдать одними слезами или засмеяться одним всеобщим смехом. Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Это вот Николай Васильевич Гоголь, понимаете? «Публика не имеет своего каприза, - говорит Николай Васильевич Гоголь. – Она пойдет туда, куда ее поведут». Поэтому что Вы поставите, то и как бы будет востребовано, понимаете? Пойдет народ туда. Главное, чтобы художник был, понимаете? Художник был не развращен. Вот чего, понимаете? А вот это вот нравственное состояние общества находится, конечно, не в очень хорошем состоянии как бы. Я уже заговорился... Ну правда, да. Если настоящий художник – он никогда не попустит... Как, конечно, Гоголь, он никогда не попустит, чтобы театр стал развратом, понимаете? Поэтому думаю, что мои какие-то уже... К возрасту... Я уже на пенсию вышел. (Смеется.) Да... С возрастом, конечно, приходит о том, что нравственная составляющая очень важна. И все наши произведения искусства, которые высоконравственные, они остались, и остаются, и останутся на многие годы. И народ будет к ним возвращаться. А то, что вот эта пена, знаете, которой всегда, везде полно, она все равно пена. Она, известно, она пропадает, знаете? Пузырики от «Пепси-колы» - они как-то иссякают.

И. Цуканов

— Когда хорошо покипит, она пропадает, да.

Е. Воскресенский

— Пропадает, да.

К. Лаврентьева

— Еще есть вопрос к Вам. Театральная профессия – она так или иначе предполагает некоторую оголенность нервов и чувствительность. Как избежать эмоционального выгорания в этом случае?

Е. Воскресенский

— Ну да, Вы знаете, во-первых, на спектакле вот я, наверное, чисто физически теряю где-то килограмм веса за спектакль. И, конечно, это такая напряженность, в определенном смысле, чисто физическая! (Смеется.) Поэтому неслучайно – у нас же до сих пор закон, по-моему, этот существует, что у нас актеры уходят на пять лет раньше на пенсию. Если ты, конечно, работал – все 30 лет проработал в театре, в драматическом или музыкальном. Балет, цирк, эстрадный жанр уходят у нас на пять лет раньше. Даже если государство об этом как бы... У нас не все в государстве... Не особо... Не всегда допросишься чего-то, понимаете? А тут, если государство само как бы вот определило, что это профессия сложная... Действительно, вот так и есть – шахтеры, актеры – вот есть момент такой, как бы да. Как избежать? Вы знаете, очень сложно избежать. Нужно переключиться. И я тоже понимаю, что после эмоционального всплеска в спектакле... Я сам знаю, что ты чего-то повторяешь, что, там, например, неправильно сказал, не так сделал, перекручиваешь какие-то сцены и повторяешь. Оно есть, и я засыпаю сложнее, наверное, после спектаклей. Но просто переключиться. И, в данном случае, молитва помогает. Вы знаете, как бы вот совершенно в другую сторону как бы ты уходишь, подумаешь о чем-нибудь высоком, и такая бренность жизни – она тебя покидает. (Смеется.) Мне кажется, так, да.

И. Цуканов

— Вы сказали, что у Вас двенадцать крестников и было еще много желающих прибегнуть к Вам как...

Е. Воскресенский

— ...как к крестному отцу...

И. Цуканов

— ...к восприемнику, да. Это ведь, видимо, означает, что люди как-то вот Вам доверяют – доверяют Вашему свидетельству о Церкви, о Христе. То есть люди как-то видят в Вас человека, который способен об этом рассказать или, может быть, показать, как вот человек может жить в мире, будучи христианином. Вот Вы действительно чувствуете какой-то интерес Ваших знакомых? У Вас же, наверное, довольно широкий круг общения?

Е. Воскресенский

— Да, о Господи, полторы тысячи в телефонной книжке... (Смеется.) Да-да... Когда я тут покупал новый телефон и просил мне перебросить из одного аппарата в другой, мне говорят: «У Вас столько народу!». Я говорю: «Ну как-то так»... (Смеется.) «Все хотят общаться!» Ну правда, да. Ну, конечно, во-первых... Это же о крестниках люди достаточно близкие просят, понимаете? Не просто такое знакомство... Конечно, они знают мою жизнь, и творческую мою жизнь знают, что, в общем-то, даже эти роли... Да мне, знаете, ни за что не стыдно. Из этих 125 ролей я не могу отвечать, наверное, за фильмы, потому что не я их делал, но за свои роли я отвечаю, что они действительно, в общем, где-то и добрые, и смешные, которые вызывают какую-то улыбку, какую-то доброту, наверное.

И. Цуканов

— Добрую улыбку, да.

Е. Воскресенский

— Да-да-да, вот правильно, Игорь, сказали. Добрую улыбку вызывают, и поэтому есть какой-то момент доверия. Да. Я и говорю, что вот если даже... Ну, женщины, в основном, подходят по поводу этого гороскопа – что вот они перестали верить в эту ерунду, и как бы «мы теперь верим в Бога, а не в эту ерунду, что Вы нам рассказывали». Значит, ну, действительно, какое-то слово – оно доходит, понимаете? Ну, как-то вот... Правда же, Гоголь говорит, что «публика не имеет своего каприза – пойдет туда, куда поведете». Вот поведете сюда – ну так сюда они и придут, а поведете куда-то – так там можно и свалиться, понимаете? Поэтому, конечно...

И. Цуканов

— Вас это радует?

Е. Воскресенский

— Ну да. А чего же! Конечно, когда к тебе обращаются, и серьезные просьбы – значит, к тебе обращаются как к серьезному человеку. Все мне говорят, что «Вы, комедийный артист, несерьезный человек какой-то». (Смеется.) А тут обращаются с серьезным каким-то вопросом - духовной жизнью поделиться, рассказать, что, как, как у тебя, как... ну да, конечно...

И. Цуканов

— Ну вот очень радостно слышать это, потому что, конечно, часто, когда обсуждаешь с актерами тему их профессии, многие как-то так внутренне немножко разделяют, скажем так, свое ремесло и свою духовную жизнь. Вот очень радостно видеть, когда это как-то происходит в гармонии, когда профессиональная жизнь абсолютно гармонично увязана с жизнью духовной.

Е. Воскресенский

— Ну, я не знаю. Это, может быть, так кажется, Игорь. Я не скажу, что я прямо как-то... Ну я все-таки светский человек. Я же... все равно как бы всеми слабостями болею. (Смеется.)

К. Лаврентьева

— Евгений Александрович, очень было сегодня созвучно и действительно очень понравилось, когда Вы сказали, что театр и кино не должны опускаться до наших реалий, они должны все-таки возвышаться, все-таки вести людей к свету.

Е. Воскресенский

— Катарсис должен быть. В конце должен быть катарсис какой-то, понимаете?

К. Лаврентьева

— Моральная и нравственная составляющая обязательно должна быть.

Е. Воскресенский

— Ну, мораль и нравственность – ну да, ну как-то – к чему Вы ведете? У нас сейчас забыли, у нас сейчас режиссеры, особенно кино... Раньше вот Эльдар Александрович... Эльдар Александрович, понимаете, он... Раньше кино было актерско-режиссерское. Или режиссерско-актерское. А сейчас кино продюсерско-операторское. Понимаете, сейчас продюсеры все решают, которые... Ну, кто-то, конечно, соображает, кто-то... Я не могу о всех говорить, да? Но, в основном, как бы стали... везде стал какой-то такой бизнес, понимаете? И мне очень жалко, что культура у нас становится бизнесом. Медицина становится бизнесом. Вот этого не должно быть, понимаете? Мы должны вот как-то от этого уйти. Иначе мы все, мы провалим. У нас единственное, что есть, это культура, понимаете? Вообще, я считаю, что у нас Россия, вообще-то – это как геополитическая реальность – она такой вот порог, на котором... после которого должно все обвалиться. А она как бы сдерживает эту пропасть мира, понимаете? И, наверное, останется какая-то Православная церковь. Все отвалится, наверное, и чего-то останется – какой-то небольшой вот... в связи вот с этими ПЦУ на Украине, и все это... Мы с теми перестали общаться, с этими перестали общаться... Останется вот какой-то... И она вот – порог, понимаете? Это реальность вот, которая... Ну, она держит мир. Вот Вы знаете, у меня такое ощущение, да, что вот здесь какая-то такая вот... какой-то камень...

И. Цуканов

— Смысл.

Е. Воскресенский

— Да. Об который все преткнутся, в конце концов. Она... Россия задержит падение мира в пропасть, мне кажется. И поэтому культура в России – это очень важная составляющая вот этого не спадания в пропасть, понимаете?

К. Лаврентьева

— Огромное Вам спасибо за эти слова и вообще за сегодняшний глубокий, очень интересный разговор. Как раз проговорив с Вами этот час, напрашивается вывод, что актер-христианин – он не только играет какую-то роль, а действует из той глубины, которая в нем есть.

Е. Воскресенский

— Ну, да. Насколько это возможно.

К. Лаврентьева

— И спасибо Вам огромное за сегодняшнюю беседу.

Е. Воскресенский

— Благодарю Вас, да, за приглашение.

К. Лаврентьева

— Спасибо радиослушателям! «Вечер воскресенья»...

Е. Воскресенский

— Благодарю радиослушателей. Это «Воскресный вечер», воскресенье с Воскресенским. Да, спасибо большое! (Смеется.) Большое спасибо! Я очень рад был поговорить, с удовольствием!

К. Лаврентьева

— «Вечер воскресенья» на радио «Вера», уважаемые радиослушатели! В этом часе с нами был Евгений Александрович Воскресенский, актер театра и кино. У микрофона с Вами были мой коллега Игорь Цуканов и я, Кира Лаврентьева. Мы прощаемся с Вами, всего Вам доброго и до свидания!

Е. Воскресенский

— До свидания!

И. Цуканов

— Всего доброго!

Е. Воскресенский

— Всего доброго!

Анастасия

Последние записи

Стать добровольцем и помочь жителям Мариуполя

Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви организует поездки волонтёров-ремонтников в город Мариуполь. Там добровольцы…

02.05.2024

«Разговор с подростками о христианских ценностях». Елена Бреднева

У нас в гостях была заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» Елена Бреднева. Мы говорили…

02.05.2024

«Фрески Макарьева Свято-Троицкого монастыря в Калязине». Юлия Ратомская

У нас в гостях была ученый секретарь государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская. Мы говорили об истории фресок…

02.05.2024

Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская

Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано…

02.05.2024

«Белые птицы»

Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…

02.05.2024

Тайная вечеря – первая Пасха

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…

02.05.2024

This website uses cookies.