Увы, церковь Николая Чудотворца Гостунского ныне не существует, и увидеть вам ее не удастся. И снесли ее не после революции, как можно было бы подумать, а гораздо-гораздо раньше…
Есть версия, что каким-то образом договорившись с женою ордынского хана, собор построила здесь жена Великого князя Ивана III, византийская принцесса Софья Палеолог, которая таким образом с чисто византийским коварством вынудила уйти с территории Кремля золотоордынских татар, которые, живя в Кремле, некотором образом, присматривали за делами на Руси. А великой княгине это не нравилось…
Церковь построили из елового леса, потому ее называли церковь Николы Ельняного. В 1506 году великий князь Василий Иванович построил на ее месте каменную церковь, и перенес в нее из села Гостуни Лихвинского уезда очень почитаемую на Руси чудотворную икону, отчего церковь стали называть именем Николы Гостунского. Храм построили всего за 9 недель, а вот принесенный образ украсили золотом, драгоценными каменьями и жемчугом.
Храм пользовался исключительной популярности, если это слово подходит к храму. Его чтили и часто посещали цари. Но главное – Николай Чудотворец считался покровителем счастливого супружества, отчего молодые пары ехали в храм и к иконе едва ли не со всей России. И молились о счастливом браке.
После ужасного московского пожара 1547 года храм очень быстро восстановили по личному приказу Ивана Грозного, который и сам очень чтил Гостунский образ и часто молился перед ним. Известно и то, что Петр Первый молился у Гостунского образа перед началом войны со шведами и перед другими военными походами.
В 1812 году в разоренном храме французы устроили фуража для лошадей, а чудотворная икона пропала. После изгнания Наполеона Кремль восстановили. И, вроде бы, церкви ничего не грозило, ее тоже хотели восстановить, но…
Император Александр I звал в гости прусского короля, очень любившего военные парады. Это и определило судьбу храма. Вроде, он мешал проведению торжеств. На разборку храма направили полк солдат, и он исчез в течение всего одной ночи августа 1817 года.
Престол, святыни и утварь перенесли в Успенскую звонницу, где освятили в помещении Рождественской церкви новый Николо-Гостунский храм.
Такая вот грустная история…
С окончанием коей я с вами и прощаюсь…
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема