Адрес храма Святителя Николая в Котельниках:
109240, 1-й Котельнический пер., д.8;
Ближайшая станция метро "Таганская".
Схема поезда:
Контакты:
109240, 1-й Котельнический пер., д.8,
Телефон/факс: +7 (495) 915-05-06,
E-mail: hram@pccs.ru.
Адрес сайта: http://pccs.ru/index.html
Церковь Николая Чудотворца в Котельниках была построена на средства князя Сергея Михайловича Голицына в 1824 году.
Но не все так просто ни с храмом, ни с храмоздателем.
Храм Николая Чудотворца известен в этом месте как минимум с 16-го века. Был он, понятно, деревянным, а судьбы деревянных церквей в тогдашней деревянной Москве частенько были похожими. В том смысле, что не миновали их московские пожары. Вот и этот храм сгорел в 1625 году. Однако ж его построили вновь. А спустя 30 лет на месте деревянной церкви купцы Строгановы, жившие неподалеку, на Гончарной улице, ставят каменную.
В 1688 году снова на средства Строгановых Никольская церковь перестраивается, и в ней появляется придел, освящённый в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
И не зря именно в честь этих святых. Строгановы, известные купцы и промышленники, сделали свое состояние именно на Севере, сначала в Двинской земле, а позже и на Урале. Оттого и соловецкие святые почитались Строгановыми особо, учитывая еще и предание, что их предок их Федор Лукич лично знавал Зосиму Соловецкого.
В 1824 году пострадавший во время большого московского пожара 812-го года Никольский храм строится заново. О чем, как мне представляется можно только пожалеть. В определенном смысле. И вот в каком: среди прочего Строгановы известны тем, что по их имени назван архитектурный стиль – «строгановское барокко», характеризующееся, среди прочего, исключительными пышностью и богатством. И надо полагать, что построенные ими церкви как раз представляли этот стиль. И жаль, что мы их не увидим…
Однако, как бы там ни было, в 1824 году князь Сергей Михайлович Голицын – единственный московский потомок Строгановых – решил увековечить новой церковью память своих знаменитых предков.
Проект в стиле «поздний ампир» разработал известный архитектор Осип Иванович Бове, а воплощал уже другой, но не менее известный архитектор Дементий Иванович Жилярди.
И, понятно, что здание храма отражало не традиционно русские, а европейские тенденции в церковном русском зодчестве того времени. Такие храмы более свойственны европеизированному Санкт-Петербургу, нежели патриархальной Москве.
При этом мы совершенно не имеем в виде, что храм некрасив – как-то мы уже отмечали, что некрасивых храмов не бывает.
И не вдаваясь в годы злоключений – а они, увы, были – закончим тем, что храм Николая Чудотворца в Котельниках ждет своих прихожан в Первом Котельническом переулке, дом 8.
Две девочки

Фото: Ilse Orsel / Unsplash
Жила-была девочка. Однажды послала её мать в лес копать дикий батат. Девочка взяла лопату, плетёнку, пошла в лес и забралась в глухую чащу. В чаще было гнездо белых термитов, и в нём глубокая нора. Стала девочка около этого гнезда искать батат, лопата у неё соскочила с черенка и угодила прямо в нору.
Девочка бегала-бегала вокруг, никак лопату достать не может, стала звать на помощь.
Вдруг из густых зарослей вылез лев — царь зверей, старый-престарый.
— Девочка, я слышал, ты звала на помощь, — говорит он. — Я готов помочь тебе — достану лопату. Но ты должна полечить мои нарывы на спине. Другой благодарности мне не надо.
— Ах, дедушка! Вы мне только достаньте лопату, я всё для вас сделаю.
Достал лев лопату и стал ожидать, исполнит ли девочка своё обещание. А девочка оторвала кусок от своей юбки, нашла лечебной травы и стала привязывать её к больным местам на спине льва
Как только закончила она своё дело, лев вдруг преобразился, шерсть его заблестела. Он словно помолодел на несколько лет! Говорит тогда лев девочке:
— Давай свою бамбуковую плетёнку, я тебе батата хорошего насыплю.
Девочка подала бамбуковую плетенку, а лев тайком насыпал её доверху чистым золотом и серебром, потом закрыл плотно и говорит:
— Ну, бери свою плетёнку и ступай домой. Вернёшься, позови родителей, братьев и сестёр и тогда уж открывай.
Поблагодарила девочка льва, распрощалась с ним, пришла домой, позвала родителей, сестёр, братьев и открыла плетёнку. Глядь, а в ней золото и серебро так и сверкают!
Не прошло и нескольких дней, как об этом происшествии узнала соседка, у которой тоже была дочка. Стала она бранить-стыдить свою дочь:
— Посмотри на других! Из лесу золото-серебро плетёнками таскают, сестёр-братьев одаривают. А ты ничего, кроме диких бататов, не находишь. Бери лопату, ступай к гнезду белых термитов и делай всё, как соседская девчонка.
Пошла соседская дочь в лес. Забросила она лопату в нору и стала умолять льва помочь ей, обещала любые его желания исполнить.
Достал лев лопату, а в благодарность попросил очистить его нарывы.
— Не могу, дедушка. Твоя шкура неприятно пахнет, — говорит соседская дочка. — Я до неё даже дотрагиваться не хочу.
— Ну, что же, — сказал лев. — Ладно, давай-ка свою бамбуковую плетёнку, я положу тебе кое-чего...
Девочка скорее протянула ему плетёнку. Наложил лев в плетёнку камней и говорит:
— Ступай домой, позови мать, а потом открывай плетёнку.
Обрадовалась девочка. Прибежала домой, еле дотащила своё богатство, позвала мать. Открыли они плетёнку, хотели золото и серебро делить, а там камни лежат.
А царь зверей наконец-то узнал, что такое человечность. Под этим словом подразумевается милосердие и сострадание к тому, кто нуждается в помощи, и это — куда дороже золота и серебра.
(по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема