Адрес храма Святителя Николая в Котельниках:
109240, 1-й Котельнический пер., д.8;
Ближайшая станция метро "Таганская".
Схема поезда:
Контакты:
109240, 1-й Котельнический пер., д.8,
Телефон/факс: +7 (495) 915-05-06,
E-mail: hram@pccs.ru.
Адрес сайта: http://pccs.ru/index.html
Церковь Николая Чудотворца в Котельниках была построена на средства князя Сергея Михайловича Голицына в 1824 году.
Но не все так просто ни с храмом, ни с храмоздателем.
Храм Николая Чудотворца известен в этом месте как минимум с 16-го века. Был он, понятно, деревянным, а судьбы деревянных церквей в тогдашней деревянной Москве частенько были похожими. В том смысле, что не миновали их московские пожары. Вот и этот храм сгорел в 1625 году. Однако ж его построили вновь. А спустя 30 лет на месте деревянной церкви купцы Строгановы, жившие неподалеку, на Гончарной улице, ставят каменную.
В 1688 году снова на средства Строгановых Никольская церковь перестраивается, и в ней появляется придел, освящённый в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
И не зря именно в честь этих святых. Строгановы, известные купцы и промышленники, сделали свое состояние именно на Севере, сначала в Двинской земле, а позже и на Урале. Оттого и соловецкие святые почитались Строгановыми особо, учитывая еще и предание, что их предок их Федор Лукич лично знавал Зосиму Соловецкого.
В 1824 году пострадавший во время большого московского пожара 812-го года Никольский храм строится заново. О чем, как мне представляется можно только пожалеть. В определенном смысле. И вот в каком: среди прочего Строгановы известны тем, что по их имени назван архитектурный стиль – «строгановское барокко», характеризующееся, среди прочего, исключительными пышностью и богатством. И надо полагать, что построенные ими церкви как раз представляли этот стиль. И жаль, что мы их не увидим…
Однако, как бы там ни было, в 1824 году князь Сергей Михайлович Голицын – единственный московский потомок Строгановых – решил увековечить новой церковью память своих знаменитых предков.
Проект в стиле «поздний ампир» разработал известный архитектор Осип Иванович Бове, а воплощал уже другой, но не менее известный архитектор Дементий Иванович Жилярди.
И, понятно, что здание храма отражало не традиционно русские, а европейские тенденции в церковном русском зодчестве того времени. Такие храмы более свойственны европеизированному Санкт-Петербургу, нежели патриархальной Москве.
При этом мы совершенно не имеем в виде, что храм некрасив – как-то мы уже отмечали, что некрасивых храмов не бывает.
И не вдаваясь в годы злоключений – а они, увы, были – закончим тем, что храм Николая Чудотворца в Котельниках ждет своих прихожан в Первом Котельническом переулке, дом 8.
Псалом 126. На струнах Псалтири
1 Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.
2 Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.
3 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева.
4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
5 Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.
10 декабря. О добрых делах

В 5-йглаве 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Добрые дела Явны; а если и не таковы, скрыться не могут».
О мотивации доброделания — протоиерей Максим Первозванский.
Господь нам однозначно говорит, что мы должны наши добрые дела делать не на показ. Мы должны это делать не для того, чтобы получить похвалу от людей, а для того, чтобы получить похвалу от Господа. И сам апостол Павел тоже об этом говорит в разных местах неоднократно.
Здесь же апостол имеет в виду, что Господь Сам сделает явными наши дела, и противоречия никакого нет, поскольку Сам Господь упоминает, что нет ничего тайного, что не стало бы явным. И поэтому не стоит выпячивать свои добрые дела самостоятельно и повторять, когда вдруг нам выпадает счастье сделать что-то доброе: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!»
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение»

Сегодня 10 декабря. Церковь празднует Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.
О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение», — протоиерей Василий Гелеван.
Название этой иконы восходит к строчке из книги пророка Исаии: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут ему имя: Еммануил». Еммануил, напомним, на русский переводится как «с нами Бог». И Еммануилом мы называем Младенца Христа. Значит, здесь пророчество о Рождестве Христовом.
Наиболее известные в России иконы такого типа все имеют географическую привязку: Новгородская, Курская, Царскосельская, Корчемная, Павловская, Верхнетагильская икона и так далее. Вот все эти иконы «Знамение» похожи внешне, потому что на каждой мы встречаем поясное изображение Богородицы и в области живота круг, как чрево непраздной женщины, и внутри этого круга — Младенец, Господь Еммануил.
Икона «Знамение» Новгородская, которую мы чтим именно сегодня, имеет некоторые свои иконографические особенности. По четырём углам возле Божией Матери располагаются святые: великомученик Георгий Победоносец, мученик Иаков Персиянин, преподобные Пётр, Онуфрий Афонский. Важно ещё подчеркнуть, что когда мы молимся, мы молимся не иконе, а самой изображённой на иконе Богородице. И в молитве к иконе «Знамение» отражено событие 1170 года. Она составлена в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за Новгород.
Все выпуски программы Актуальная тема











