Старейший город Омской области – Тара – когда-то был одним из самых важных городов в торговом и административном отношениях.
И потому вполне естественным было то обстоятельство, что богатые купцы построили в городе множество сначала деревянных, а позже – и красивейших каменных церквей.
Первым храмом Тары стала построенная в 1594 году, одновременно с основанием города, Борисо-Глебская церковь. Тремя десятками лет позже в городе появились Параскевиевский женский и Спасский мужской монастыри.
Понятно, что деревянный город неоднократно горел, выгорая практически полностью, но после пожаров восстанавливался. На прежних местах вновь вырастали храмы. Причем много – в описании 1701 года числятся следующие церкви: Успенская, Никольская, Параскевиевская и Спасская. И кроме них часовни во имя Софии Премудрости Божией, Сергия Радонежского Чудотворца, Медоса Чудотворца и Всемилостивого Спаса.
А во второй половине века 18-го в плане церковного строительства начался бурный расцвет Тары: всего за 50 лет на средства прихожан в городе возвели аж 6 каменных церквей. Да не маленьких.
Что, к слову сказать, говорит о том, что население Тары жило хорошо, зажиточно.
В 1776 закончили строительство Спасской церкви, в 1777-м – Казанско-Богородицкой, в 1774-м – Никольского собора, в 1789-м - кладбищенской церкви во имя Тихвинской Божией Матери, в 1792-м – Успенской церкви, в 1825-м – Пятницкой церкви.
Было бы неправильным не упомянуть и основных благотворителей, на чьи средства строились тарские храмы. В этом благородном деле особо отличились купец Нерпин, на чьи деньги построили целых три храма, купцы Иаков Перминов и Федор Пятков.
Отметим, что при этом в городе насчитывалось немногим более 3-х тысяч человек населения.
Однако постепенно Тара стала терять свое былое величие – и торговое, и административное.
Сложись ситуация по иному – могло бы оказаться, что Тара осталась бы городом церквей на манер древнего Суздаля, но… случилось как случилось: все храмы за исключением Спасского были снесены.
И лишь по фотографиям и рисункам мы можем судить о недавней красоте старинного города Тара.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема