Писательница Гузель Яхина одним из своих любимых авторов и главных ориентиров в творчестве называет Гоголя. Её произведения — а молодая писательница успела выпустить два больших романа — действительно, чем-то неуловимо похожи на творчество Николая Васильевича. Они наполнены неким волшебством. Знакомые и обыденные реалии нет-нет, да и удивят читателя неожиданно фантастическими деталями. Но, учась у лучших, писательница остаётся самобытной и яркой. Её глубокая, драматичная, но светлая проза глубоко трогает и побуждает к серьёзным размышлениям. Именно таков роман, который называется «Дети мои».
Сама Яхина в одном из интервью довольно сдержанно отозвалась о своём труде. Она призналась, что просто хотела рассказать о жизни русских немцев Поволжья. Но с первых же страниц книги становится ясно, что рассказала она, безусловно, о гораздо большем. Например, о способности человека быть милосердным, сострадать и заботиться о других, даже в самые трудные времена.
Сюжет романа разворачивается на фоне тяжёлых исторических и социальных катаклизмов 20-х-30-х годов прошлого столетия: Гражданской войны и голода. В центре повествования — Гнадента́ль, небольшое немецкое поселение на Волге, и один из его обитателей — человек по имени Якоб Бах, сельский школьный учитель и большой мастер сочинять сказки. У этих сказок есть одна необычная особенность: в скором времени они начинают сбываться.
Именно так, по предсказанию Баха, наичнается страшный голод в Поволжье. Ради куска хлеба люди идут на преступления. Однажды ночью бандиты проникли и в дом Баха, и не только забрали последние запасы, но и надругались над его женой Кларой. Вскоре рождается ребёнок — девочка, а Клара погибает при родах. Бах хочет избавиться от чужого ему младенца, он оставляет его на ступенях ки́рхи — немецкой церкви, но в последний момент что-то происходит в его душе, и Якоб... возвращается. Так в его доме появляется дочка, которую он называет А́нче. Это, пожалуй, один из самых сильных и эмоциональных эпизодов романа «Дети мои». Гузель Яхина передала душевную борьбу героя настолько осязаемо, что замирает сердце. Якоб заботится об Анче как о родной, а вскоре в дом проникает ещё один вор: на сей раз это мальчишка, маленький беспризорник Васька. Но вместо того, чтобы выгнать его или сдать в милицию, Бах оставляет Ваську у себя и заботится о нём наравне с Анче. Писательнице удалось невероятно глубоко раскрыть самоотверженность и милосердие героя. И на этом фоне меркнут даже мощные исторические вставки, повествующие о том суровом времени.
Возможно, кого-то удивит необыкновенный, почти фантастический финал романа, да и на протяжение всего повествования подобных моментов читатель встретит немало. Они делают произведение необычным, придают ему изюминку. И ничуть не мешают книге Гузели Яхиной «Дети мои» оставаться пронзительным романом о милосердии и жертвенной любви.
Елена Антипова
«Донна Элена. Бразильянка из Санкт-Петербурга. Апостол, ниспосланный нам из русского поднебесья. Конструктор детских душ...» Такими словами бразильский журналист и писатель Отто Лара Резенде описал в середине ХХ века Елену Владимировну Антипову — педагога и специалиста по детской социальной и коррекционной психологии. Антипова первой в мире стала называть ребят с ограниченными возможностями «исключительными», а не «отсталыми». И сделала всё, чтобы в обществе изменилось отношение к таким детям.
Психологией 17-летняя Елена заинтересовалась в Париже. Девушка несколько лет жила в столице Франции, куда на лечение её привезла мать. Елена посещала занятия в Сорбоннском университете. Однажды она попала на лекцию знаменитого швейцарского психолога, доктора Эдуарда Клапареда. И вскоре стала одной из самых способных его студенток. Доктор даже предложил Елене работу в своей швейцарской клинике. Но девушке нужно было возвращаться в Россию. В 1916-м она приехала домой, и вскоре вышла замуж за писателя Виктора Ирецкого. А через год к власти пришли большевики. Многие представители творческих профессий тогда бежали за рубеж. Казалось бы — самое время и Елене вспомнить о предложении швейцарского доктора. Но ни Елена, ни её супруг не хотели покидать родную землю. Они остались в советской России. Елена стала работать психологом в исправительных детских учреждениях для беспризорников. Антипова как могла, обогревала своим душевным теплом несчастных, брошенных ребятишек, у которых семьи отобрала революция и гражданская война.
А в 1922-м трагедия пришла в семью женщины. Мужа Елены Владимировны арестовали и выслали за границу как неугодного советской власти. Куда только Елена не писала письма, прошения, жалобы! Но не смогла добиться его возвращения. Оставалось одно — ехать следом за супругом. Так началась её вынужденная эмиграция. Антиповы осели в Швейцарии, где Елена начала работать со своим давним учителем, доктором Клапаредом, в его Институте детской психологии. В 1929-м году институт посетила делегация из Бразилии. Елене предложили контракт на работу в одной из школ города Белу-Оризонти. Антипова согласилась.
Первое, что поразило её в Бразилии — огромное количество бездомных, одиноких, брошенных детей. В Петербурге, охваченном войною и революцией, это было объяснимо. Но здесь не происходило таких социальных потрясений. Елена убедила городские власти Белу-Оризонти открыть специальную школу-интернат для беспризорников, детей из неблагополучных семей, а кроме того — детей, отстающих в развитии. Учреждение заработало в 1932-м году и получило название «Институт Песталоцци» — в честь знаменитого швейцарского педагога. Для подростков с уровнем развития малолетних детей Антипова подбирала занятия, которые максимально развивали их способности. Так, например, один из её учеников, 11-летний мальчик с речевым и зрительно-мото́рным отклонением, разговаривал как 4-летний малыш. При этом он знал буквы, но не мог писать. Тогда Елена Владимировна дала ему печатную машинку. И случилось чудо — мальчик научился печатать, и так смог выражать свои мысли и постепенно повышать интеллектуальный уровень. По настоянию Антиповой, в «Институте Песталоцци» ребятам преподавали и основы христианства. Специально для этого вместе с местным священником, падре Негромонте, Елена Владимировна разработала новый учебник, написанный максимально простым языком, доступным для особенных воспитанников школы. Дети искренне любили свою учительницу. «Она открывала нам те стороны нашей души, о которых мы даже не догадывались», — признавалась бывшая ученица Антиповой, Имэне Гимараэс.
В 1974-м президент Бразилии наградил Елену Антипову медалью «За заслуги в сфере образования». В том же году, в возрасте 79-ти лет, Елена Владимировна ушла из жизни. За три дня до своей кончины она написала в дневнике: «Сегодня по православному календарю — День Преображения Господня. Призвание преображает человека. Оно даёт ему силу и моральную стойкость, возвышает дух, приближает к Господу». В настоящее время в Бразилии продолжают работать учреждения, которые когда-то основала там Елена Антипова.
Все выпуски программы Жизнь как служение
14 ноября. О формализме иудейских законников
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».
О формализме иудейских законников, — игумен Лука Степанов.
14 ноября. О трудах апостола Павла
В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь, и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно».
О трудах апостола Павла, — священник Родион Петриков.