Когда пророку Аврааму исполнилось семьдесят пять лет, он по велению Бога оставил дом в месопотамском городе Харране и отправился на поиски земли, обещанной Господом. Настал день, когда семейство праведника вступило в благословенный Ханаан. Однако, вскоре ветхозаветный патриарх был вынужден удалиться из Земли Обетованной, поскольку там начался голод. Трудные времена евреи пережили, переселившись в Египет.
К этим фактам, изложенным в библейской Книге Бытия, историки долгое время относились с недоверием. Принимал ли Египет во времена пророка Авраама странствующих иноплеменников, спасающихся от бескормицы? С уверенностью ответить на этот вопрос ученые не могли ни утвердительно, ни отрицательно, поскольку не располагали никакими доказательствами. Но лишь до 1890 года!
В последнее десятилетие девятнадцатого века археологическая экспедиция под руководством британского египтолога Перси Эдварда Ньюберри проводила раскопки в небольшом селении Бени-Хасан неподалеку от Мемфиса. Во время исследования гробницы египтянина Хнумхотепа, ученые неожиданно нашли подтверждение рассказа двенадцатой главы Книги Бытия!
Комментарий эксперта:
На стене гробницы Хнумхотепа археологи увидели замечательно сохранившуюся фреску с изображением группы из тридцати семи путешественников – мужчин, женщин и детей, которых встречают египетский чиновник и писец. По одежде и внешнему облику странники на росписи резко отличались от изображенных здесь же египтян. Детали изображения позволили ученым определить чужеземцев как семитов. В надписи на фреске указано, что князя пришельцев звали Абиша, что вполне могло быть искажённым от имени Авраам.
К тому моменту, когда Перси Эдвард Ньюберри совершил свое открытие, ученым уже было известно, что евреи жили в Египте. Немецкий археолог Генрих Минутоли в середине девятнадцатого века доказал, что одна из египетских пирамид – это не что иное, как зернохранилище, спроектированное и построенное правнуком пророка Авраама, библейским праведником Иосифом. Египтяне называли его Имхотепом, великим архитектором и строителем, первым после царя в Египте.Так, можно ли утверждать, что на фреске гробницы Хнемхотепа отображены события, происходившие во времена Авраама? Может быть, на росписи запечатлён Иосиф с современниками, переселившимися в Египет на волне его успеха? В поисках ответов англичане тщательно исследовали захоронение в Бени-Хасане.
Комментарий эксперта:
Кроме фрески с изображением странников-евреев, гробница Хнумхотепа хранила в себе еще немало интересного. Так, одна из стен усыпальницы оказалась испещрена надписями – после расшифровки выяснилось, что это подробно изложенная биография умершего. Древние письмена поведали ученым, что Хнумхотеп был чиновником при фараоне Аменемхете Втором. В то время как имя библейского праотца Иосифа историки связывают с правлением Аменемхета Четвертого. За время от жизни Хнумхотепа до жизни Иосифа на египетском троне сменилось четыре императора, причем власть переходила от отца к сыну. Отсюда вполне логичным выглядит предположение, что на фреске гробницы Хнумхотепа запечатлен прадед Иосифа – праотец Авраам.
Тринадцатая глава книги Бытия повествует о событиях, произошедших за два десятка веков до Рождества Христова. И разве не удивительно, что до наших времен сохранились материальные свидетельства столь давнего времени? Попадая в руки археологов, артефакты складываются в мозаику, подтверждая правдивость Священного Писания.
Брянск. Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Одним из небесных покровителей города Брянска считается благоверный князь Олег Романович. Святой родился в тринадцатом веке. Он был внуком Михаила Черниговского — великого Киевского князя, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. Олег унаследовал от деда глубокую веру в Бога. Он щедро подавал милостыню, строил храмы. Из летописей известно, что в 1274 году благоверный князь вместе со своим отцом, Романом Брянским, участвовал в походе против Литвы. Что случилось с Олегом на поле сражения — доподлинно неизвестно. Но сразу после сражения он принял иноческий постриг в Брянском Петропавловском монастыре, который сам учредил. Князь провёл остаток дней в аскетических подвигах ради Христа и непрестанной молитве. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике преподобных. Мощи князя Олега хранятся в кафедральном Троицком соборе города Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Собор Святой Троицы
В 1968 году в Брянске произошла трагедия — безбожники взорвали храм Преображения Господня, который считался главным в городе. В начале двадцать первого века священноначалие решило восстановить кафедральный собор, посвятив его на этот раз Живоначальной Троице. Строительство началось в 2006 году. В нём участвовало большинство горожан — пожертвованиями, трудами, молитвами. В 2009-ом в нижнем, цокольном этаже церкви отслужили первую Литургию. А спустя ещё три года святейший патриарх Кирилл совершил чин великого освящения главного, Троицкого престола кафедрального собора. Рядом с храмом возвысилась восьмидесятиметровая четырёхъярусная колокольня. Ей дали название Пересвет в честь инока Троице-Сергиевой лавры, который в четырнадцатом веке участвовал по благословению Сергия Радонежского в Куликовской битве. Возле колокольни был установлен памятник святому воину Александру Пересвету. Яркий архитектурный комплекс Троицкого собора стал узнаваемым символом Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Будённовск (обзор)
На реке Кума, в ста семидесяти километрах восточнее Ставрополя, расположился город Будённовск. В честь военачальника Семёна Будённого он был наименован в двадцатом веке, а прежде значился на картах как Святой Крест. Это название хранит память о чуде, которое связано с именем благоверного князя Михаила. Он правил Тверью в четырнадцатом столетии, во время татаро-монгольского ига. Глава Золотой Орды, хан Узбек, разгневавшись на Михаила, вызвал его к себе. Князь явился по требованию, чтобы не навлечь беду на всю Тверскую землю. И был захвачен в плен! В неволе узник горячо молился, осознавая скорую кончину. Его казнили и отправили останки на родину. Когда скорбный обоз остановился на ночлег на территории современного Будённовска, над телом Михаила Тверского воссиял крестообразный огненный столп! Тот самый Святой Крест, что дал название селению. Сегодня многие жители Будённовска выражают желание вернуть городу прежнее имя.
Радио ВЕРА в Будённовске можно слушать на частоте 101,7 FM