
Если вы окажетесь в Иерусалиме, главном городе Святой земли, вы просто обязаны посетить Гефсиманский сад. В нем когда-то Иисус Христос был предан Иудой и схвачен слугами еврейских первосвященников. Впрочем, Гефсимания хранит память не только об этом печальном событии. Здесь расположен маленький храм, который таит в себе сюрприз для тех, кто не знает его историю.
Храм в Гефсимании посвящен празднику Успения Богородицы и на самом деле не является таким уж маленьким, как кажется сперва. Попав в него, вы окажетесь у начала длинной лестницы, уходящей глубоко под землю. Лестница состоит из 48 ступеней, на каждой из них горят свечи. Рядом с уже зажженными и закрепленными в вертикальном положении, лежат новые, ждущие своей очереди. Все свечи приносятся сюда паломниками.
Смену свечей осуществляет дежурный. Он следит за тем, чтобы на каждой ступени постоянно горела хотя бы одна свеча. Так что путь под землю вам осветит множество маленьких огоньков. Они помогут вам не оступиться (иного освещения на вашем пути не будет). Еще свечи являются символом молитвы огромного количества людей, которые уже веками проходят по этой древней лестнице.
Ступенчатый путь приведет вас к гробнице Богородицы – небольшой пещере, где она была погребена после своей смерти. Многочисленные паломники посещают это место, чтобы своими глазами увидеть последнее земное пристанище Девы Марии. Православная Церковь верит, что Богородица после своей кончины была взята Богом на Небо не только душой, но и телом. Поэтому гробница Девы Марии пуста. В маленькой пещерке, в которую когда-то положили бездыханное тело Богоматери, вы увидите только небольшой постамент, где она лежала недолгое время. Сверху на нем закреплен престол, то есть стол, на котором совершается православное богослужение.
О чудесном вознесении Богородицы на небо было известно еще хоронившим Ее апостолам – ученикам Спасителя. Они, посетив гробницу и убедившись в том, что тело Девы Марии исчезло, закрыли вход в пещеру камнем. Этот камень был убран в седьмом веке по решению церковных властей. Гробница Богоматери к тому времени уже несколько веков почиталась как святыня. И Церковь решила дать людям возможность посещать пещеру и возносить там молитвы к Богородице.
Когда гробницу Девы Марии открыли, там были обнаружены Ее пояс и погребальные пелены. Пояс Богородицы со временем оказался на Афоне – в монастыре Ватопед. А пелены были разделены на множество частиц и в таком виде разошлись по всему христианскому миру.
В гробнице Богоматери имеют возможность молиться не только православные христиане. Здесь совершают богослужение армяне и копты. Кроме того, поклониться последнему пристанищу Девы Марии приходят даже мусульмане. Так святость Богородицы вызывает восхищение не только у представителей разных Церквей, но и разных религий.
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







