Антон Чехов – врач по образованию – не любил лечиться. Возможно, потому что не доверял докторам. Писатель говорил, что из всех врачей признаёт только одного Захарьина. На вопрос «Почему?» отвечал: «Он возьмет с вас сто рублей, но принесёт пользы минимум на тысячу. Если не вылечит, то даст столько хороших советов, что вы проживете лишние 20-30 лет».
Григорий Антонович Захарьин – потомок старинного боярского рода, действительно был одним из лучших терапевтов Москвы второй половины 19-ого века. Окончив медицинский факультет первопрестольной, стажировался в клиниках Парижа и Берлина, а вернувшись в Москву, стал директором университетской терапевтической клиники. Он руководил ею 35 лет. На лекции профессора рвались не только студенты-медики, но и филологи, и историки, и юристы. И, конечно, врачи со всей России.
Что касается пациентов, то они были готовы платить любые деньги, лишь бы лечиться у доктора Захарьина. У богатых клиентов считалось престижным получить консультацию Григория Антоновича. Ему - капризному и требовательному, прощали не только причуды, но и не слишком вежливое обращение. Он мог, например, разбить не открывавшиеся годами окна в комнате больного, которому был нужен свежий воздух. А однажды устроил погром на кухне одного купца, выбрасывая испорченные продукты, которые хранились из скупости. Но, несмотря на чудачества профессора, пациентов у него не становилось меньше. Люди знали – раздражительность Захарьина не от плохого характера или заносчивости, а от болей в ноге, мучавших его постоянно. Так что со странностями доктора мирился даже император, вызывавший Григория Антоновича для консультаций.
За свою работу Захарьин брал огромные гонорары. Исключений не делал даже для коллег, что уж говорить про купцов и аристократов. Бесплатно профессор принимал только в университетской клинике. Кстати сказать, туда он приезжал каждый день, и в праздники тоже, говоря, что «в страданиях больного таких перерывов нет». О своих пациентах доктор знал всё, вплоть до того, на какую сторону выходят окна их домов. Чтобы поставить точный диагноз и выяснить природу заболевания Захарьин мог три часа задавать больному вопросы, интересуясь мельчайшими подробностями его жизни.
Личные запросы доктора были весьма скромными. И москвичи ломали головы: на что Захарьин тратит гонорары? Мало кто знал, что Григорий Антонович отказался от своего солидного жалованья в университете. Деньги он отдавал малоимущим больным и бедным студентам. А самых талантливых отправлял за свой счёт на учёбу за границу. Кроме того, доктор спонсировал издание журнала, помогал физико-медицинскому обществу. В то время в Черногории были проблемы с питьевой водой. Узнав об этом, Захарьин отправил туда большую сумму на строительство водопровода. Полмиллиона рублей получили от доктора церковно-приходские школы Саратовской и Пензенской губерний. Московский музей изящных искусств открылся во многом благодаря щедрому финансированию Захарьина.
А село Куeркино под Москвой, где у профессора была дача и вовсе благоденствовало. Крестьян Григорий Антонович лечил бесплатно, в неурожайные годы помогал им хлебом, постоянно ссужал деньгами, поддерживал взносами сельскую церковь. Больше того, Захарьин заботился об окружающей среде. Он взял у крестьянского общества в аренду полевую и луговую землю. Уплатил за неё немыслимые деньги. А взамен получил право «не допускать крестьян села Куркина к сдаче земли под постройку для кабаков, трактиров, торговых и промышленных заведений, под кирпичные, дровяные и другие склады, под свалку нечистот». Но те же крестьяне получали право «пользоваться на этой земле пашней и сенокосом».
После смерти Захарьина его семья выстроила в Куркино туберкулёзную больницу. Она работает и сегодня. И считается одной из крупнейших в России.
4 мая. Об Иосифе Аримафейском

В 15-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Об Иосифе Аримафейском — игумен Лука Степанов.
Святой Иосиф Аримафейский был членом Синедриона, то есть Верховного Иудейского сообщества, которое управляло жизнью и Иерусалимского храма, и народа еврейского, но он не соответствовал их духу и уклонился от участия в осуждении Господа Иисуса Христа. Оставался он тайным учеником Господа до момента Его распятия. После того, как тело Господа было с креста снято, он уже отложил свое скрытничество, сам направился к Пилату, не боясь оскверниться в языческих помещениях, и испросил тело Иисусово с тем, чтобы предать Его погребению, а где предать, тем более, что место у него промыслительно оказалось заготовлено для самого себя. Он в непосредственной близости с горой Голгофой приуготовил эту пещеру, в которой надеялся сам сложить свои останки, но понял, что предназначены они теперь для Господа, и получив это разрешение, он полагает Господу вместе с женами-мироносицами, таким образом исповедуя свое богопочитание и становясь в ряды христиан на все времена.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О ранней христианской Церкви

В 6-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова: «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме».
О ранней христианской Церкви — протоиерей Михаил Самохин.
Сегодняшнее замечание автора книги «Деяния святых апостолов» об увеличении количества верующих напрямую связано с эпизодом об избрании семи диаконов, когда первые нестроения в Церкви, связанные с распределением благотворительности и с организацией общих застолий ранней Церкви, были разумным образом улажены. Многие эпизоды, когда были приняты правильные и разумные решения, апостол, который написал книгу «Деяний», сопровождает такими замечаниями: А увеличилось количество верующих. Здесь же еще он добавляет о том, что многие из священников, которые, как мы знаем, были принципиальными противниками Христа, веры и самой ранней Церкви, уверовали во Христа. И сейчас, через две тысячи лет, не очень многое поменялось в отношении людей к Церкви. Именно благотворительность располагает людские сердца к вере Христовой. Именно милосердное лицо Церкви для нашего общества остается самым привлекательным. Именно правильная организация помощи тем, кто в этом особенно нуждается, тем, кому особенно нужна поддержка наша в сложной жизненной ситуации, показывает нам, что мы настоящие христиане. И недаром мы читаем у апостола-евангелиста Иоанна Богослова о том, что «потому знают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собою». А благотворительность — это и есть проявление христианской любви. Будем же и мы продолжать свое делание на ниве милосердия, руководствуясь книгой «Деяний святых апостолов».
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О святых жёнах и их проповеди

Сегодня 4 мая. День памяти святых жён-мироносиц.
О святых жёнах и их проповеди — священник Павел Гумеров.
Жены-мироносицы — это те женщины, которые были свидетелями Воскресения Христова и первыми увидели Христа Спасителя, восставшим из гроба. Нам известны имена жен-мироносиц. Это Мария Магдалина, другая Мария, Соломия, Марфа и Мария, сестры Лазаря, Сусанна и некоторые другие. Также вместе с женами-мироносицами мы нередко видим изображенную на иконе Пресвятую Богородицу. Существует предание, что святая Мария Магдалина проповедовала Христа Воскресшего самому императору Тиберию. И когда он сказал, что не может случиться такого, что человек воскреснет, она дала ему белое яйцо, которое стало красным. Святая Мария Магдалина проповедовала в Галлии, в Эфесе. Известно также, что святые жены-мироносицы, такие как Марфа и Мария, проповедовали в Римской империи. То есть они несли проповедь равноапостольную. Вместе со святыми апостолами проповедовали Слово Божие, распространяли Благую Весть.
Все выпуски программы Актуальная тема