Антон Чехов – врач по образованию – не любил лечиться. Возможно, потому что не доверял докторам. Писатель говорил, что из всех врачей признаёт только одного Захарьина. На вопрос «Почему?» отвечал: «Он возьмет с вас сто рублей, но принесёт пользы минимум на тысячу. Если не вылечит, то даст столько хороших советов, что вы проживете лишние 20-30 лет».
Григорий Антонович Захарьин – потомок старинного боярского рода, действительно был одним из лучших терапевтов Москвы второй половины 19-ого века. Окончив медицинский факультет первопрестольной, стажировался в клиниках Парижа и Берлина, а вернувшись в Москву, стал директором университетской терапевтической клиники. Он руководил ею 35 лет. На лекции профессора рвались не только студенты-медики, но и филологи, и историки, и юристы. И, конечно, врачи со всей России.
Что касается пациентов, то они были готовы платить любые деньги, лишь бы лечиться у доктора Захарьина. У богатых клиентов считалось престижным получить консультацию Григория Антоновича. Ему - капризному и требовательному, прощали не только причуды, но и не слишком вежливое обращение. Он мог, например, разбить не открывавшиеся годами окна в комнате больного, которому был нужен свежий воздух. А однажды устроил погром на кухне одного купца, выбрасывая испорченные продукты, которые хранились из скупости. Но, несмотря на чудачества профессора, пациентов у него не становилось меньше. Люди знали – раздражительность Захарьина не от плохого характера или заносчивости, а от болей в ноге, мучавших его постоянно. Так что со странностями доктора мирился даже император, вызывавший Григория Антоновича для консультаций.
За свою работу Захарьин брал огромные гонорары. Исключений не делал даже для коллег, что уж говорить про купцов и аристократов. Бесплатно профессор принимал только в университетской клинике. Кстати сказать, туда он приезжал каждый день, и в праздники тоже, говоря, что «в страданиях больного таких перерывов нет». О своих пациентах доктор знал всё, вплоть до того, на какую сторону выходят окна их домов. Чтобы поставить точный диагноз и выяснить природу заболевания Захарьин мог три часа задавать больному вопросы, интересуясь мельчайшими подробностями его жизни.
Личные запросы доктора были весьма скромными. И москвичи ломали головы: на что Захарьин тратит гонорары? Мало кто знал, что Григорий Антонович отказался от своего солидного жалованья в университете. Деньги он отдавал малоимущим больным и бедным студентам. А самых талантливых отправлял за свой счёт на учёбу за границу. Кроме того, доктор спонсировал издание журнала, помогал физико-медицинскому обществу. В то время в Черногории были проблемы с питьевой водой. Узнав об этом, Захарьин отправил туда большую сумму на строительство водопровода. Полмиллиона рублей получили от доктора церковно-приходские школы Саратовской и Пензенской губерний. Московский музей изящных искусств открылся во многом благодаря щедрому финансированию Захарьина.
А село Куeркино под Москвой, где у профессора была дача и вовсе благоденствовало. Крестьян Григорий Антонович лечил бесплатно, в неурожайные годы помогал им хлебом, постоянно ссужал деньгами, поддерживал взносами сельскую церковь. Больше того, Захарьин заботился об окружающей среде. Он взял у крестьянского общества в аренду полевую и луговую землю. Уплатил за неё немыслимые деньги. А взамен получил право «не допускать крестьян села Куркина к сдаче земли под постройку для кабаков, трактиров, торговых и промышленных заведений, под кирпичные, дровяные и другие склады, под свалку нечистот». Но те же крестьяне получали право «пользоваться на этой земле пашней и сенокосом».
После смерти Захарьина его семья выстроила в Куркино туберкулёзную больницу. Она работает и сегодня. И считается одной из крупнейших в России.
«Почему Бог не отвечает?»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма всех святых в земле Российской просиявших протоиерей Григорий Крыжановский, заместитель руководителя пациентской организации «Содействие больным саркомой» Александр Бочаров и педагог, блогер Яни Ролански размышляли о том, почему иногда кажется, что Бог не отвечает на молитвы и почему не всегда дает просимое. Многие слышали о чудесах, которые происходят по молитвам, как Бог помогает и в большом, и в малом, но при этом приходится сталкиваться и с тем, что Господь не дает просимое: больной не выздоравливает, проблема не решается, — ответ, как будто не приходит. Почему так бывает, как принять такую волю Божию? Об этом, в частности, и шла дискуссия в этой программе.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема











