В своё время мне посчастливилось целых два месяца провести на острове Крит. Там я изучал греческий язык, а заодно знакомился с традициями местного православия – посещал богослужения в храмах и монастырях, которых на Крите множество.
Надо сказать, в Греческой Церкви существуют обычаи, которые у нас, православных в России, просто отсутствуют. Впрочем, есть и такие, которые имеются и у нас, и у них, но совершаются различным образом.
И вот конкретный пример. Однажды во время моего пребывания на Крите местный священник позвал меня на праздничную вечернюю службу. В составе вечерни есть момент, когда священник стоит в центре храма и произносит особые молитвы, призывая Бога простить людям грехи и защитить их от различных бедствий. Эта часть богослужения называется «литиёй» - в переводе с греческого языка - «усердная молитва».
В ходе литии в центр храма выносятся и освящаются пять хлебов, а также зёрна пшеницы, вино и растительное масло.
Потом, ближе к концу богослужения, освящённые хлебы разрезаются и раздаются людям, пришедшим на службу. Это очень давняя традиция, которая восходит к первым векам существования христианства. Древние христиане совершали богослужение только ночью, прячась от гонителей-язычников. И служба в те далёкие времена продолжалась от заката и до восхода солнца. Желая подкрепить силы молящихся, Церковь ввела в состав богослужения обряд освящения хлеба, вина и масла, которыми люди могли в ходе службы подкрепить свои силы и продолжить после этого молиться.
Сегодняшний обряд освящения хлебов, вина и масла – прямая отсылка к тому древнему обычаю. И пусть в наши дни вечернее богослужение редко когда длится более трёх часов, всё же очень приятно в конце службы съесть немного освященного хлеба.
У нас в России пять хлебов, которые выносят на литию, представляют собой небольшие круглые булочки, диаметром максимум сантиметров 15. Насколько же велико было моё удивление, когда на Крите в храм греки принесли свои хлебы. Это были скорее пироги или караваи! Диаметром – наверное, более 40 сантиметров. Они еле умещались в огромной корзине. Сверху хлебы были украшены листьями мяты. Запах, который от них исходил, словами описать трудно. В тот момент мне показалось, что ничего вкуснее я ещё в своей жизни не нюхал.
Наконец, настало долгожданное мгновение, когда освященные хлебы были разрезаны. Все собравшиеся в храме получили по внушительному куску ароматного хлеба. В то мгновение я стал понимать, какие ощущения были у древних христиан, когда они подкрепляли свои силы во время ночного богослужения.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о традиции освящения хлеба на вечернем богослужении в греческой православной традиции.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема