В нашей вере присутствует таинственная связь между настоящим и будущим, между путём и его завершением. Страшный суд Христов — событие, которое неизбежно ожидает нас в будущем, но в то же время – это выбор, перед которым мы оказываемся здесь и сейчас — выбор между тьмой и светом, послушанием и противлением, выбор, которым мы становимся по ту или другую сторону.
Рай — это реальность, в которую верные войдут в будущем, но в то же время это реальность, которая уже присутствует в жизни христианина, и нам стоит подробнее рассмотреть, что это такое. В обычном языке рай связывают с удовольствием. В раю будут удовольствия, но не это главное. Люди, увы, могут получать удовольствие от гордыни и жестокости, и это уж точно не имеет ничего общего с раем. Иногда рай ассоциируется с очень красивой местностью — как иногда говорят «райский уголок» или «райская природа». Это имеет под собой основания — и один из библейских образов рая — это образ сада. Но не это главное. Рай — это общество, семья, город; это Господь и Его святые. Рай — это реальность в которой исцелена мучительная раздробленность падшего мира, и между Богом и человеком, человеком и человеком, человеком и миром царит совершенная гармония.
Здесь мы принадлежим к падшему и разорванному миру, в котором человек человеку волк, и величайшая угроза для всякого — его ближний. К миру, где даже между членами одной семьи часто не бывает гармонии, где люди отчаянно ищут любви — и не находят её. Рай — это место совершенной любви, робкие отсветы которой иногда можно увидеть в счастливой семье или монашеской общине.
В самой могущественной из утопий?— коммунизме — была вера в светлое будущее, когда сама человеческая природа изменится, эгоизм, жадность, чёрствость и жестокость навсегда останутся в прошлом, люди будут вместе, в согласии и братской приязни трудиться над чем-то великим и прекрасным и познавать мир вокруг них. Конечно, коммунизм не выполнил своих обещаний — да и не мог, а если бы и выполнил, в этом светлом будущем люди продолжали бы умирать, и, ещё печальнее, те, кто умер до этого, никогда бы не увидели «эту пору прекрасную». Но в этом желании грядущего града ещё жил отсвет библейского обетования Небесного Иерусалима.
И вот наша вера говорит о том, что Небесный Иерусалим, город, где каждый лик сияет любовью Божией, реален — причём реален не только в будущем, но и сейчас.
Христиане, как говорит Господь, «не от мира сего», мы принадлежим миру грядущему, мы, в самом прямом смысле слова, пришельцы. Когда мы были, через Крещение, восприняты в Церковь, мы сделались гражданами Небесного Града. У нас есть Отечество на небесах; там наш народ, нам наши родные, там наш Царь. Почитание святых в Православной Церкви подчёркивает эту реальность пребывающего над нами Града.
Пребывая на земле, странствуя по этой местности, поражённой катастрофой греха, мы принадлежим другому измерению реальности — раю. Мы граждане того города, где нет вражды, ненависти, злобы и лжи.
В каком-то смысле мы чужие в этом мире. Но мы посланы именно в этот мир — быть свидетелями Господа, и жить в веке сем как граждане века грядущего, светить светом, исходящим оттуда, разговаривать на языке нашей небесной Родины и держаться ее обычаев.
Порадуем одиноких стариков и детей с инвалидностью из Ярославской глубинки

Каждый год, перед Рождеством, команда фонда «Спасибо» отправляется в отдалённые уголки Ярославской области, чтобы привезти подарки и праздничное настроение подопечным. Это дети и подростки с инвалидностью, ребята из малоимущих семей и одинокие пенсионеры. Чтобы у фонда была возможность порадовать каждого, в декабре он проводит акцию по сбору подарков. Пожелания взрослых и детей самые разные — от продуктов, полотенец и постельного белья, до развивающих игр и наборов для творчества.

Год назад сотрудникам и волонтёрам фонда «Спасибо» при участии благотворителей удалось порадовать более 200 (двухсот) человек. Например, Дениса Андрющенко. Из-за прогрессирующей болезни подросток становится всё слабее. Денис уже не может ходить, но при этом не теряет радости и интереса к жизни. Любит читать и увлекается конструированием. В прошлый раз он получил в подарок энциклопедию, которую очень ждал. А в эти праздники команда фонда порадует Дениса настольной игрой.
Ещё среди тех, кому нужны забота и внимание — пенсионерка Лариса Арменовна. Важное место в её жизни всегда занимала помощь другим — она участвовала в эвакуации детей из чернобыльской зоны, поддерживала людей в психоневрологических интернатах и ребят в детских домах. Сегодня бабушка живёт одна в глубинке Ярославкой области, и сама нуждается в добром участии: ей необходимы лекарства и продукты.
Вы можете поддержать подопечных ярославского фонда «Спасибо». Например, самостоятельно приобрести подарок и передать через сотрудников фонда, присоединиться к волонтёрским поездкам, а также оставить любой благотворительный взнос на сайте проекта.
Позвонить сотрудникам фонда: +7 (4852) 66-25-10
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«М.М. Бахтин и Ф.М. Достоевский». Татьяна Касаткина
Гостьей программы «Светлый вечер» была доктор филологических наук, заведующая Научно-исследовательским центром «Достоевский и мировая культура» Института мировой литературы Татьяна Касаткина.
Разговор шел о том, почему в советские годы книгу Михаила Бахтина «Проблемы творчества Достоевского» восприняли как религиозное свидетельство, а сегодня в ней видят искажение христианских идей Достоевского.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, приуроченных к 130-летию со дня рождения М.М. Бахтина.
Первая беседа с кандидатом философских наук Андреем Теслей была посвящена жизненному пути М.М. Бахрина (эфир 22.12.2025)
Вторая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена христианскому взгляду на труды М.М. Бахтина (эфир 23.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Подготовка к встрече Рождества Христова». Протоиерей Максим Плетнев
У нас в студии был клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнёв.
Мы говорили о празднике Рождества Христова, о его смыслах и о подготовке к нему.
Рождество Христово — момент, когда Бог становится Человеком ради спасения людей, и это меняет взгляд на время, историю и человеческую жизнь. В эфире звучат размышления о стремлении «увидеть» Рождество через зримые образы, традиции и культуру, о значении Святой Земли и о том, как по-разному человек может воспринимать мир: видеть в нём лишь внешнее или открывать величие Божие. Отдельно говорится о современных формах празднования и о том, как при внимательном, мирном настрое в них сохраняется возможность духовного сосредоточения. Также отец Максим рассуждает об умалении Бога и любви как жертве — о рождении Богомладенца, уязвимости и доверии, с которыми Христос приходит в мир. Разговор касается личных отношений человека с Богом, церковной общины и того, как вера призвана наполнять не только храм, но и повседневную жизнь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер











