Задумывались ли вы, дорогие друзья, может ли молчание быть... речью? Сегодня в храмах читается отрывок из 15-й главы Евангелия от Марка, где мы услышим ответ на этот вопрос.
Как мы только что услышали из евангельского чтения, Иисус даже не пытается хоть как-то объясниться, разъяснить настоящее положение дел, ответить на все ложные претензии, которые высказываются в Его адрес. Почему Он — молчит?
Мне очень хочется привести цитату из произведения «Цитадель» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, которая, как мне кажется, придаёт этому вопросу совершенно новое, глубокое измерение. Вот что он пишет: «бывают времена, когда распадается язык и при помощи слов ничего не улавливается, ничего не предсказывается. ... Не тешь себя иллюзиями: сегодняшний ты всегда уже мёртв. Твоя противоречивость — противоречивость преображения, ты меняешь кожу, поэтому тебе так больно, поэтому ты страдаешь. Кожа трескается, лопается. Твоё молчание — молчание зерна в земле, оно должно прозябнуть, прежде чем пуститься в рост. Твоё бесплодие — бесплодие куколки. Но когда ты переродишься, у тебя появятся крылья».
Используя слова Антуана де Сент-Экзюпери, можно сказать, что молчание Христа перед Пилатом — это действительно «молчание зерна в земле». Здесь важны не слова, а суть происходящего. Причём эта суть настолько непостижима, величественна, невместима никаким человеческим разумом — что самое верное — молчать, и в этом молчании не будет сказано ничего ущербного, двойственного, что можно было бы истолковать и так, и эдак.
В дополнение мне бы хотелось вспомнить эпизод из романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», когда Родион Раскольников приходит к Соне и признаётся в своём страшном поступке. Соня по большей части молчит: она присутствует всем своим существом, всей своей любовью рядом с этим глубоко несчастным, запутавшимся, растерявшимся человеком, раздавленным совершённым им убийством. Её безмолвное присутствие, без оправданий, порицаний, сочувствий становится куда более пронзительной речью, чем все те рациональные «помыслы», которые не отпускают Родиона. Но именно молчание Сони и «обнажает» совесть преступника: он видит, что она не боится его греха, что и в грехе она будет продолжать любить его — его, но не его грех, не его преступление.
И завершить мне хотелось бы афоризмом Сергея Довлатова: «Молчание — огромная сила. Надо его запретить, как бактериологическое оружие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееКак перестать бояться, стать смелым и решительным? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 15-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Понтий Пилат — наместник Рима в Иерусалиме. Он солдат. Человек, который привык к железной дисциплине. Он беспрекословно подчиняется приказам и требует того же от подчинённых. Пилат — человек, который не терпит возражений. Человек жёсткий, властный. У него в руках реальная сила. Однако посмотрите, как он себя ведёт.
Евангелие говорит, что Пилат знает о заговоре против Иисуса. Он видит, что иудеи клевещут на Спасителя и предали Его из зависти. Он проникается глубоким уважением ко Христу. А потому даже предпринимает попытки помочь Ему. Прибегает к древнему обычаю миловать одного узника, да и просто увещевает народ, прямо говорит, что Этот Человек не сделал никакого зла. Однако в итоге он принимает решение уступить иудеям и предать Господа на смерть.
Евангелист прямо указывает на мотив Пилата: «желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие». Пилат угодничает. Он заискивает перед иудеями. Зачем это было нужно такому высокому начальнику? Ответ прост — страх. Пилат боится, что если не уступит, то сотрудничество с религиозными лидерами евреев прекратится. Начнётся восстание. Император будет недоволен. В итоге Пилат может оказаться в опале и потерять всё. «Разве стоит моей жизни Этот Человек. Пусть Он вызывает сочувствие и уважение, но я не готов на такую жертву». Так рассуждает Пилат. Мысли перевешивают слабый голос сердце. Господь идёт на крест.
Когда нам встречаются угодливые люди, зачастую они вызывают неприязнь и раздражение. Весьма неприятно, когда кто-то чрезмерно суетится, болтает без умолку и прямо-таки кричит всем своим поведением: «как же я хочу вам нравиться». Да и мы сами, когда впадаем в такое состояние, бываем после очень собой недовольны. Поэтому мы стараемся так себя не вести. Однако угодничество — частое явление нашей жизни. Просто зачастую, как Пилат, мы стараемся не потерять лицо перед собой и перед окружающими. Ведь я становлюсь угодником не тогда, когда видимым образом выворачиваюсь наизнанку перед человеком. Не тогда, когда прыгаю вокруг него, как шакал Табаки вокруг тигра Шархана. Я становлюсь угодником тогда, когда из-за страха потерять своё, иду наперекор совести. Когда слушаю лишь голоса в своей голове, однако не прислушиваюсь к воздыханиям своего сердца. Я не умею распознавать голос Бога в нём. Я отмахиваюсь от него, как от незначительного и слабого. А потому и иду на поводу у людей. При этом я вполне могу создавать иллюзию самостоятельности и независимости.
Участь Пилата была печальна. Понравиться всем он так и не смог. Император отправил его в изгнание. Там Пилат и умер. И остался в нашей памяти как человек, ставший жертвой обстоятельств. И как напоминание о том, что стремиться угодить мы должны лишь одному Богу. Для этого важно вести духовную жизнь. Следовать во всём Евангелию Христову. Чтобы голос сердца звучал громче. Чтобы Бог сиял в нём ярче. Чтобы Его благодать наполняла нас смелостью, мужеством и отвагой. Ведь где Бог, там нет места никакому страху.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов