Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM
Гюстав Доре. Иисус беседует с фарисеями.

Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 14-17

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Евангелие от Матфея, Глава 9
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Религиозная жизнь христианина наполнена ритуалами и обрядами. Каково главное условие, чтобы эта сторона нашей веры приносила максимальную пользу? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 9.

14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?

15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.

16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

Важно понять, что для древних иудеев предписания религиозного устава были не просто временной формой богопочитания. В их сознании исполнение этих действий было самым главным инструментом, который спасает и приводит к Богу. Среди этих спасительных действий важное место занимал пост. А потому ученики Иоанна Крестителя, которые только присматриваются ко Христу и Его учению, недоумевают, почему апостолы не ограничивают себя в еде. Ведь нет поста, нет связи с Богом.

В ответ на эти недоумения Господь и приводит яркие сравнения. К ветхой одежде не приставляют заплатку из новой ткани. Слабые волокна не смогут её выдержать. Заплату ставят на крепкую, относительно прочную ткань. Ту же идею передаёт и второй образ. Известно, что в молодом вине процессы брожения продолжаются. И если им наполнить старый, изношенный бурдюк, ёмкость, скорее всего, лопнет. Ведь старые меха и так уже растянуты до предела.

Смысл этих аналогий очевиден. Христос пришёл для того, чтобы обновить отношения между Богом и человеком. Для того, чтобы эпоха новых отношений наступила, человеческое сознание, его восприятие Творца, да и самой жизни, должно кардинально поменяться. То есть речь идёт о тотальной внутренней трансформации. Пока её не произойдёт, всякий ритуал бессмыслен. Ведь если сейчас заставить учеников поститься, они пост будут воспринимать по-старому. И не только пост, но любые формы благочестия будут соблюдаться ими на ветхой основе.

Обновление, о котором говорит Господь, это не мгновенный процесс. Он растянут во времени. Каждый день Своими словами, Своими действиями, Своим примером Христос словно формирует новый рельеф в душе своих учеников. Придаёт их сердцу новую форму. Так Он закладывает фундамент Нового мира. После того, как эта работа будет закончена, Христос вернётся к Небесному Отцу, а Своим ученикам вместо Себя пошлёт Духа Святого. Именно Дух наполнит тот внутренний сосуд, который был приготовлен в людях проповедью Спасителя. Вот лишь после этого старые формы благочестия, пост, молитва, богослужения и другие ритуальные действия вернутся. Но они будут наполнены новым содержанием, ведь они будут работать на новой основе. Поэтому и говорит Христос, «придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься».

Очень важное напоминание для всех нас. Святитель Феофан Затворник предупреждает, «строгость внешнего подвижничества должна соответствовать обновлению внутренних сил духа. Прежде возгрей дух ревности, а потом налагай на себя и строгости». Без этого Духа даже самое дотошное следование церковному уставу, самое усердное участие в церковных обрядах не принесёт нам большой пользы. А вот навредить может очень сильно. Ведь сердцевина наша остаётся ветхой. А потому ключевой вопрос, как же именно возгревать Дух? Как закрепиться на новой основе? Евангелие даёт простой ответ — во всех своих делах на ежедневной основе искать волю Творца и ради Христа служить своим ближним. Всё это касается не столько ритуальных действий, сколько кропотливой внутренней работы по искоренению своего эгоизма. Подобное исполнение евангельских заповедей меняет человеческое сердце, проходит по нему словно бороной, обновляет его и готовит к принятию благодати Святого Духа.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В Израиле времён земной жизни Христа было довольно много различных религиозных школ. Были, к примеру, последователи известных раввинов Гиллеля и Шаммая, были последователи других, менее известных школ, и были последователи Иоанна Предтечи. Все эти и многие другие религиозные школы предлагали какое-то своё прочтение Священного Писания и осмысление традицией иудаизма. Конечно же, предлагал Своё видение и Господь наш Иисус Христос, Который в глазах многих Своих современников был лишь одним из множества других религиозных учителей эпохи. Учение Христа отличалось от всех других учений также, как отличается небо от земли, правда, понять это могли далеко не все, а потому в Евангелии мы встречаем довольно странные вопросы, обращённые ко Христу. Один из таких вопросов содержится в 9-й главе Евангелия от Матфея, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.

Глава 9.

14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?

15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.

16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

Пожалуй, невозможно представить религиозную традицию, которая была бы совершенно лишена практики пищевых ограничений. В той или иной форме посты прослеживаются и в самых древних религиозных культах, есть они и сегодня. Для верующих пост — это своего рода жертва Богу, то самоограничение, которое позволяет лишить себя доли комфорта ради возможности теснейшего общения с Богом. Приблизительно так осмыслялся пост во все эпохи и во всех религиях. Так он осмысляется и в христианстве, с одной небольшой поправкой: для нас пост — это ещё и посильное подражание сорокадневному посту Господа Иисуса Христа перед Его выходом на общественное служение, а также следствие воспоминания Христовых Страданий и Смерти.

Пост — это, конечно же, очень полезный инструмент, с помощью которого можно укрепить собственную молитву, сделать ее более внимательной. Однако есть у поста и обратная сторона: он может стать в глазах человека чем-то самоценным, человек может решить, что сам по себе пост приближает его к Богу, делает его более совершенным, и, что особенно важно, не таким, как другие, менее аскетичные, люди. Если происходит подобное, если человек вследствие поста начинает ощущать себя выше окружающих, то это явный признак того, что такому человеку не стоит поститься, ему пост не полезен, во всяком случае, в той форме, которая привела его к состоянию превозношения над окружающими.

У нас нет оснований полагать, что Иоанн Предтеча относился к посту каким-то недолжным образом, нет у нас оснований полагать, что его ученики делали из поста предмет для гордости и превозношения. Впрочем, некоторые из святых толкователей только что прозвучавшего евангельского отрывка все же видели в вопросе учеников Иоанна нечто недолжное, к примеру, блаженному Иерониму Стридонскому принадлежат такие слова: «Вопрос, дышащий гордостью и фарисейским превозношением. Вот, — не говоря ничего другого, — вполне ясное хвастовство тем, что они постятся».

Так это было или нет мы достоверно узнать не можем, но мы совершенно достоверно знаем, что тот пост, к которому призывал Своих учеников Спаситель, связан лишь с Самим Христом, мы постимся, вспоминая Его Страдания и Смерть, Церковь Христова настаивает, что наши посты не должны быть похожи на посты лицемерных евангельских фарисеев, ведь христианский пост своим источником должен иметь сораспятие Христу, а сораспятие ни при каких условиях не сможет привести к гордыне и превозношению.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
20.06.2025пятница
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ