Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Ни для кого не секрет, что в нашем мире много зла. Много и тех людей, которые сочли для себя излишними какие бы то ни было нравственные принципы. В таком положении дел нет ничего нового, подобное было и во времена земной жизни Христа. Интересно, что в некоторых случаях Спаситель использовал образы таких людей ради объяснения отношения Бога к человеку. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 18-й главы Евангелия от Луки. Этот отрывок как раз из числа тех, в которых безнравственный герой Христовой притчи принёс пользу всему человечеству.
Только что прозвучавшую притчу Христос начал так, как принято начинать пьесы: Он кратко и ёмко охарактеризовал действующих лиц притчи — судью и вдову. Судья был тем, кто жил вне общепринятых нравственных норм — он не почитал Бога, мнение людей его тоже не интересовало. Ну а про вдову сказано лишь то, что она вдова, и слушателям Спасителя этого было вполне достаточно, ведь в ту эпоху вдовы очень часто оказывались в нищете, и не было никаких социальных институтов, которые могли бы их защитить. Был лишь закон Божий, но этот закон затрагивает совесть, с совестью же судья сумел договориться.
Далее Спаситель описал легко представимую ситуацию: вдова взывала к судье с просьбой о защите, но он никак не реагировал. В конечном же итоге вдова сумела получить своё, и произошло это благодаря неотступности её просьб. Получается, что даже такой безнравственный и беспринципный человек, как герой сегодняшней притчи, может при определённых условиях сделать добро.
Вывод предсказуем: Бог не таков, Бог всегда нас слышит и придёт на защиту, хотя и не всегда Его реакция бывает мгновенной.
Этот вывод Христовой притчи легко подвергнуть сомнению, ведь у каждого из нас есть примеры того, как Бог оставлял молитвы без ответа, а обидимых без защиты. Помимо личных историй, у нас есть и то, что известно всем, к примеру, гитлеровские лагеря смерти, в которых погибло немалое число верующих во Христа и со всем усердием взывающих к Нему людей. Как быть со всем этим? И как соотнести молчание и бездействие Бога с тем образом, который Спаситель создал в только что услышанной нами притче?
Ответ на эти и схожие с ними вопросы дал Сам Христос в Своей Гефсиманской молитве, и Его ответ звучит так: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). На примере Спасителя мы видим, что первейшая цель любой молитвы состоит в том, чтобы с её помощью суметь принять волю Божию о себе. А ещё Господь показал нам, что в конечном итоге победа будет за Богом и за теми, у кого хватило веры, мужества и терпения, чтобы не изменить Ему в сложных жизненных ситуациях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееСложные для осознания явления иногда лучше объяснять на примере понятных, привычных и доступных вещей. Так выглядит один из принципов педагогики. Как светской, так и церковной. С проявлением подобного подхода мы сталкиваемся в отрывке из 18-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня во время утреннего богослужения в православных храмах. Давайте его послушаем.
История, рассказанная Господом Иисусом, к сожалению, не утратила своей актуальности. Мы становимся свидетелями тяжкого общения представительницы незащищённого слоя общества — бедной вдовы — и лукавого судьи, то есть мелкого чиновника той эпохи, в полномочия которого входило следить за правопорядком на местном уровне. Вдова обращается к судье за защитой и помощью. Эту несчастную женщины кто-то начал обижать, ущемляя её права, лишая средств к пропитанию. Судья же, видимо, не хотел портить отношений с обидчиком, имевшим влиятельное положение. А потому игнорировал просьбы вдовы.
Бедная женщина в какой-то момент устала просить чиновника и пригрозила ему. Данный отрезок текста в русском переводе отсутствует. В некоторых греческих рукописях указывается, что вдова собиралась прийти и при свидетелях ударить судью. Ей бы за подобный поступок пришлось отвечать, но и чиновник оказался бы опозорен. Испугавшись, судья соглашается защитить отчаявшуюся женщину. Господь Иисус делает из этой истории следующий вывод. Если даже порочного и трусливого человека можно принудить исполнить доброе дело, то почему в отношении благого Бога люди полагают, что Он равнодушен и не хочет никому помогать. Быть может, проблема вообще не в Господе, а в Его просителях? А точнее в нехватке веры и благочестивого упорства?
Это и имеет в виду Христос, когда говорит, что, придя вновь на землю, вряд ли найдёт настоящую веру. Речь в данном случае идёт не о человечестве в целом, а именно о церковном собрании. Спаситель обоснованно предполагает, что со временем Его последователи превратятся в законников — тех, кто в отношении духовной жизни довольствуются исключительно внешней, обрядовой стороной. А ещё и имеет убеждение, что именно внешняя религиозность и требуется от человека Богом. Но пример наших великих святых свидетельствует об ином. Святитель Иоанн Златоуст наставляет нас молиться Богу с дерзновением, просить духовных даров, чтобы не себя прославлять, но свидетельствовать о могуществе Христовом перед людьми.
Более близкие к нам по времени праведные Иоанн Кронштадтский и Алексий Мечёв так отважно обращались к Богу, что и сами буквально светились от благодати, и других согревали силой Божией. Отец Небесный, пославший в мир Своего Сына, не отстранённый правитель, не инквизитор или прокурор, а именно наш Родитель. И Он совершенно не против того, чтобы мы Его беспокоили и тревожили нашими просьбами, таким образом проявляя свою любовь и нужду. Во всяком случае, о возможности такого неформального и в хорошем смысле дерзновенного общения говорит Сам Христос, пребывающий в единстве с Богом-Отцом. Будем же, ведя духовную жизнь, стремиться не откупаться от Господа при помощи добрых дел, а стать ближе к нашему Творцу, оказавшись проводниками Его благодати!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист