Читает и комментирует священник Дмитрий БарицкийЯ — словно белка в колесе. Работа — дом. Дом — работа. Это так меня угнетает и часто делает мою жизнь невыносимой. Я чувствую, что стал очень тяжёлым на подъём. Мне так трудно менять свои планы. Подобные жалобы священник слышит довольно часто. Что делать во всех этих случаях? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 14-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Поведение хозяина из только что прозвучавшей притчи не совсем понятно. После того, как ему отказали друзья, которых он хотел видеть на своём празднике, он зовёт тех, кого нормальный человек хотел бы видеть на своём празднике в последнюю очередь — нищих, увечных, хромых и слепых. В ту эпоху, когда жил Христос, такие люди были синонимом убогости. Много среди них было антисоциального элемента. Что это за жест такой со стороны хозяина? Ведь он мог бы вообще никого не приглашать. Мог бы в конце концов позвать других, например, своих соседей. Почему именно убогих? Может быть, он просто капризничает, как некоторые подростки? Вот, дескать, не хотите меня любить, я пойду на улицу и буду дружить с хулиганами. А может быть он хочет отомстить своим друзьям? Демонстрирует, что ему ужинать с ними — всё равно, что ужинать с нищими?
Мы должны помнить, что перед нами притча. А это особый литературный жанр, в котором очень много условных деталей. Как на иконе. И мы не должны эти детали воспринимать строго буквально. Наша задача увидеть суть, общий духовный принцип. И образ обездоленных людей, которых слуги хозяина находят на перекрёстках и подворотнях, прекрасно этот принцип иллюстрируют. С радостью на встречу с Богом бежит тот, у кого внутри, в душе огромная недостача. Посмотрите, друзья хозяина, хоть и люди культурные, наполнены собой. Один наполнен своей землей. Второй — новыми волами. Третий — своей женой. Они внутренне сыты. И им пока не до хозяина с его приглашениями. А у бродяг ничего этого нет. Поэтому они легки на подъём. И поэтому они входят на праздник Небесного Владыки вместо тех, кто твёрдо стоит на ногах и преуспел в этой жизни.
Это не означает, что мы должны отказаться от всего своего имущества, сесть на папетри у храма и вести жизнь нищего и убогого. Но это как минимум означает, что мы должны быть готовы в любой момент отвлечься от своих дел, встать и исполнить евангельские заповеди. Прекрасной иллюстрацией этой готовности служит история о послушнике одного старца. Желая продемонстрировать его послушание перед другими монахами, старец подошел к келье послушника, постучал в неё и сказал: «Брат, выйди скорее, мне надо кое-что тебе сказать». Услышав голос старца, послушник тотчас выбежал к нему. Старец отправил его с поручением, а монахов пригласил зайти в его келью. Там на столе лежала тетрадь, в которой послушник начал писать букву «ш». Буква была не дописана. Очевидно, что юноша бросил её писать, только услышав голос старца. Он сразу же отложил своё дело, как только его позвал учитель. На монахов это произвело большое впечатление. «Справедливо, авва, ты любишь его, — и мы возлюбим его, потому что и сам Бог любит его», — сказали они.
Чтобы привести себя в подобное состояние готовности, мы можем начинать с малого. Я знаю человека, который специально заводит будильник, чтобы он давал сигнал каждые три часа в течение дня. Когда раздаётся звонок, человек останавливается и начинать задавать себе вопросы: а чем я сейчас наполнен? Вокруг чего сейчас вращается моя жизнь? О чём мои мысли? Куда я иду и что хочу сделать? Какое место во всём этом занимает Бог? Посоветовался ли я с Ним? А исполню ли я своими действиями заповедь Христа о служении ближним? Помню ли я о воле Божией и Его Евангелии? Сама по себе эта работа уже приводит нас в присутствие Творца. Она напоминает о том, что в этой жизни должно быть у нас в приоритете. О чём должны быть наши мысли. Но и не только это. Она снимает тяжесть с наших душ, делает нас лёгкими на подъём и всегда готовыми отозваться на приглашение нашего Небесного Хозяина.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если мы доверяем Библии, то мы знаем, что история взаимоотношений Бога с еврейским народом более сложная, неоднозначная и длительная, чем с каким-либо иным народом. Господь наш Иисус Христос пришёл в первую очередь именно к еврейскому народу, а потому мы не найдём в Евангелии рассказов о Христовой проповеди, скажем, грекам или египтянам. Если же Господь и общался с иноплеменниками, то лишь с теми, кто жил на Его пути из одной части Святой земли в другую. Христовы притчи тоже имеют своим непосредственным адресатом евреев, однако с течением времени стало очевидным, что история еврейского народа и его отношений с Богом — это ещё и история отношений с Богом души любого человека, а потому и Христовы притчи важны для всех тех людей, которые хотят обрести спасение. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит притча о званых на вечерю, она взята из 14-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем её.
Первейший смысл только что прозвучавшей притчи понятен: поверить во Христа, откликнуться на Его призыв, и присоединиться к Его пиру веры должны были в первую очередь евреи. Именно они знали закон, жили в соответствии с ним, они веками ждали Пришествия Спасителя и готовились встретить Его. Когда же Он пришёл, то оказалось, что закон Моисея — это не только религиозный закон, это ещё и весьма удобная практика повседневной жизни, ну а вторгающийся в жизнь Воплощённый Бог — крайне неудобен, ведь Он норовит разрушить сложившуюся и предсказуемую жизнь.
Все те отговорки, которые мы услышали в притче, как раз об этом: Бог требует от еврейского народа отказаться от предсказуемости и удобства, но народ оказывается на это неспособен. Богу приходится действовать радикальным образом: Он обращается к тем, кто живёт вне знания о Едином Истинном Боге, и эти люди деятельно откликаются на призыв, ведь они ещё не насытились жизнью в Божием присутствии, они с радостью готовы принять участие в том пире, на который приглашает их Господь.
Призыв Бога адресован не только еврейскому народу, но и каждому отдельному человеку вне зависимости от его происхождения, пола, возраста, уровня доходов, интеллектуальных дарований, крепости здоровья или чего бы то ни было ещё. Однако мало кто спешит откликнуться на этот призыв, ведь отклик будет означать отказ от собственных планов и от жизни в соответствии со своими интересами.
Здесь кажется неизбежным возникновения вопроса о том, почему Бог поступает столь неуважительным образом: почему Он приглашает на пир, никак не сообразуясь с планами человека? Действительно, в современном мире принято поступать иначе: прежде, чем направить официальное приглашение, мы узнаём, может человек прийти или нет, и не делаем далеко идущих выводов в том случае, если кто-то не смог откликнуться на наше приглашение. Хозяин пира из Христовой притчи поступает иначе: он не терпит отказа, и после его получения действует довольно жёстко.
Почему так?
Ответ, как кажется, стоит искать в том факте, что Господень пир — это не то место, куда приходят ради насыщения или же ради общения, он нужен для спасения, а спасение становится возможным лишь тогда, когда человек готов бросить всё и откликнуться на Божий призыв в любую, даже самую неудобную с житейской точки зрения секунду своей жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий БарицкийКак вести себя с теми людьми, которые мешают мне жить духовной жизнью? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Хозяин, который устроил званный ужин, готовился к нему тщательно и долго. Почему же гости не пришли? Ведь был договор. Да просто внезапно появились дела. И не просто дела, а очень важные дела. Согласитесь, ведь не каждый же день покупаешь землю, волов или женишься. Всё это довольно значимые мероприятия. И часто не от нас зависит, что случаются они именно в то время, когда случаются.
Почему же хозяин гневается? Неужели по-человечески не понимает? Дело в том, что хозяин не обыкновенный человек, а его пир — не рядовой праздник. Перед нами образ Бога, который приглашает гостей в своё Небесное Царство. Он обещает, что здесь они вкусят такую радость, которую им не дадут ни новая земля, ни волы, ни даже брачные отношения. Эмоции, которые человек получает от перечисленных земных приобретений, со временем угасают, а тот, кто стал участником Небесного Царства, носит эту радость в себе непрестанно. Это живой источник, который начинает бить в нашем сердце вне зависимости от тех обстоятельств, в которых мы находимся. Это «единое на потребу», в чём действительно нуждается человек и что делает его жизнь насыщенной, наполненной, радостной. Отказываясь от этого подарка, мы обрекаем себя на сердечную пустоту и вечную неудовлетворённость. Поэтому гнев хозяина — это не злоба и не обида, это печаль Бога о человеке.
Эта притча учит нас важной истине. Каждый день Господь посылает к нам своих слуг. Это члены моей семьи, мои друзья, это мои соседи, это все те, кто едет со мной в общественном транспорте, это те, кого я встречаю на работе. Одним словом, все, на кого упадёт мой взгляд на протяжение дня. Нередко кто-то из них протягивает мне руку с приглашением, а я её отталкиваю, потому что слишком занят собой, своими мыслями, чувствами и проектами. Мне сложно реагировать на другого человека по-евангельски. Порой я так упорно сопротивляюсь тому, что придётся нарушить привычный образ жизни, будто меня заставляют отказаться от земельного участка, нового автомобиля или от моей ненаглядной второй половинки. Мне кажется, что, если я вдруг не отвечу на злобу злобой, если вдруг начну делать добро своим обидчикам, если во всех свои делах буду думать не о себе, а о том, как быть полезным окружающим, небо рухнет на землю. А потому я предпочитаю ехать по накатанной колее своего внешнего и внутреннего распорядка и не выбиваться из неё. В результате возвращаюсь я нередко под вечер домой не просто уставший, но раздражённый, недовольный, тревожный, с претензиями и обидами в сердце, короче говоря, пустой изнутри. Хотя и моя земля, и мои волы, и моя жена все при мне.
Если хотим изменить ситуацию, поучимся у нищих из притчи. Это те люди, которые ничего своего не имели. А потому живо отозвались на призыв хозяина. Так и нам, если хотим обрести счастье в этой жизни, необходимо учиться с каждым, кого встречаем на своём пути, вести себя не как с очередной помехой или статистом, но как с потенциальным посланником Бога. По отношению к каждому мы должны быть готовы, если потребуется, проявить милость, любовь, снисхождение, то есть поступить не так, как привыкли, а по-новому, по-евангельски. Если будем приучать себя к этому, то мере своего усердия увидим, как Бог через самых обычных людей, в самых обычных ситуациях открывает в нашем сердце Своё Небесное Царство.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий