Читает и комментирует протоиерей Павел ВеликановЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам, дорогие друзья, буквально... спотыкаться об чьи-то слова? Причём настолько сильно, это эти слова ещё очень долго так и продолжали крутиться у вас в голове, не отпуская?
Сегодня в храмах за богослужением звучит отрывок из 9-й главы Евангелия от Матфея, который — именно про такое «спотыкание».
Ученики спускаются с горы Фавор после Преображения Христа. Они только что видели сияющий лик Спасителя, видели явившихся Моисея и Илию, слышали голос Небесного Отца. Всё — один сплошной вдохновенный восторг. И вдруг — жёсткий запрет говорить об этом «до тех пор, пока Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых». Евангелист подчёркивает: они не отвергают это указание, а удерживают его. Это слово они хранят — но не понимают. А мы в свою очередь никак не можем понять, да что же в этих словах такого «непонятного»? Христос «всего лишь» говорит о Своём Воскресении. Чтобы разобраться, необходимо посмотреть на контекст происходящего.
Во времена Иисуса вера во всеобщее воскресение в конце истории уже сформировалась у значительной части иудаизма, но идея о том, что до этого момента один конкретный человек может воскреснуть — причём не на какое-то время, чтобы потом также умереть, а принципиально по-иному, уже окончательно победив саму смерть, — всё это было радикально новым. Современные библейские исследователи показывают, что вера в телесное воскресение несла целый «букет» идей: о справедливости Бога, о ценности тела, о победе над смертью не как над абстракцией, а над реальной разрушительностью смерти и для личности, и для народа. Именно отсюда рождается растерянность учеников: они знают схему — «в конце истории все воскреснут», — но никак не могут вписать туда слова Христа: «Сыну Человеческому... надлежит много пострадать и быть уничижену... и воскреснуть». Как вообще можно воскреснуть посередине истории? — это был полный слом привычного шаблона.
Отсюда становится понятным и пассаж про Илию пророка: как только речь заходит о воскресении, их шаблон тотчас преподносит привычную схему конца времён. Если воскресение — значит, сначала должен прийти Илия. Потом — День Господень, Суд и слава Израиля. Но слова Иисуса разламывают эту логику. В Божественной логике — не человеческой! — Илия в лице пророка и предтечи Иоанна уже пришёл, и его честная голова была отрублена царской властью. Путь вполне традиционный для пророков. Теперь следующий шаг — понять, что воскресение — это не «где-то там, далеко, в конце времён» — а здесь, рядом с ними, в лице Самого Мессии — Он Сам и есть «жизнь и воскресение!» Он — Живой Мост между «здесь и сейчас» и «там и тогда», в самом конце человеческой истории. Он — «альфа и омега, начало и конец». Не Он обусловлен пророческими ожиданиями — а, напротив, всё, о чём говорили пророки, лишь слабый отблеск исходящего от Него Света.
Сегодняшнее Евангелие даёт нам очень важный урок: не абсолютизировать никакие пророчества, предвидения, прозрения. Как бы нам ни казалась идеальной в своей логике чья бы то ни было схема — Бог — вне любых схем и предположений, и действует только так, как Сам этого желает!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел ВеликановЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Тот, кто хотя бы раз в жизни находился рядом с тяжелобольным — точнее, буквально приговорённым к смерти неизлечимой болезнью — знает, что состояние души легко «считывается» с лица. И, как правило, это зрение — не из самых приятных и вдохновляющих.
В отрывке из 9-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня за богослужением в православных храмах, мы увидим нечто совершенно иное.
Иисус, спускаясь с горы Фавор после Своего чудесного Преображения перед избранными учениками, ведёт речь о неизбежности Своей скорой смерти и воскресения. Ученики недоумевают, их мозг решительно сопротивляется такому крайне нежеланному повороту — и подбрасывает провокативные вопросы насчёт прихода пророка Илии. Эти недоумения Иисус разрешает — и далее мы видим, как они, спустившись к подножию горы, встречают достаточно большую толпу — оставшихся учеников, книжников, других людей. Между ними идёт ожесточённый спор — предмет которого не ясен.
Но как только спорившие увидели Иисуса — их внимание тотчас приковал Его лик: в греческом тексте употреблён глагол «έκθαυβέομαι» — происходящий от приставки «ἐκ-» — обозначающей движение наружу или усиление, и глагола «θαυβέω», который обозначает «пугаюсь», «боюсь» или «прихожу в замешательство». Другим словами, толпа, только увидев приближающегося Иисуса, была поражена, шокирована от Его вида. И — тотчас бегом устремилась к Нему.
Что же произошло? Толкователи в один голос утверждают, что это особое состояние лица Иисуса было следствием недавнего Преображения — конечно, никто уже не видел Фаворского света — но какой-то след всё же оставался — след одновременно и очевидный, но и незаметный. Иисус словно бы «светился изнутри», был «просветлён» — хотя ничего во внешнем облике Его не изменилось.
К чему я веду? Только что Иисус говорил с учениками о Своей смерти — и тут же мы видим, что Его лик от осознания этого не мрачнел, не тускнел, не выражал безнадёжности и страха: он... сияет, лучится, источает вовне веру и надежду! Какой разительный контраст с тем, что происходит чаще всего с лицом обычного человека, приближающегося к своей кончине! Да, впереди ещё будет и Гефсиманское моление, и борьба, и мучительное уничижение и избиение — но под всем этим так и никуда не исчезнет вера и надежда — надежда на то, что даже отправив Своего Сына на дно ада — Небесный Отец выведет Его оттуда — и не только Его, но и всех, кто так долго ждал Его прихода!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан ДомусчиЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Нередко от скептиков можно услышать: как вы объясните, что именно происходит, когда вы говорите о встрече с Богом? Что вы переживаете? И какая у этого естественная основа? Но всё ли всегда можно выразить? Или некоторые вещи можно понять, только если их пережить? Ответ на этот вопрос прикровенно держится в отрывке из 9-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
В сегодняшнем чтении мы слышим диалог Христа и учеников. Если обратиться к контексту, мы поймём, что в этот момент они спускаются с горы, на которой ученики стали свидетелями преображения их Учителя. Переживая и осмысливая произошедшее, они беседуют со Христом, Который запрещает им говорить о том, что они видели, до момента Его воскресенья из мёртвых. Собственно, именно эти слова «воскреснуть из мёртвых» особенно заинтересовали апостолов. Они были более-менее взрослыми, они знали истории пророков Илии и его ученика Елисея, по молитвам которых отроки возвращались к жизни. Но что значит «воскреснет» применительно к Тому, в Ком они видели Мессию? Может быть, это какой-то образный язык? И вот, не зная, что думать, апостолы спрашивают Христа: «Что значит воскреснет из мёртвых и как же книжники говорят, что перед Мессией должен прийти Илия?»
Перед нами трое самых близких учеников Христа. Эти трое были свидетелями воскресения дочери Иаира, свидетелями буквально только что произошедшего Преображения, именно их Спаситель возьмёт с собой Гефсиманский сад, когда будет молиться до кровавого пота. Казалось бы, они настолько близки, что должны были бы доверять Христу беспрекословно, но этого не происходит. Во-первых, они до сих пор не понимают Его разговоров о грядущей смерти и не понимают что значит «воскреснет»... И это несмотря на то, что Христос уже много раз говорил им о грядущем распятии. Во-вторых, ученики не понимают, как Он может быть Мессией, если по пророчеству перед помазанником должен прийти пророк Илия. Не то чтобы они совершенно не доверяют Учителю, но ссылка на книжников говорит о том, что и те не потеряли для них своего авторитета.
Отвечая ученикам, Христос говорит им о том, что Илия пришёл и поступили с ним, как хотели. Из параллельного места в другом Евангелии мы знаем, что Он имеет в виду Иоанна Крестителя, который пришёл «в духе Илии», то есть так же, как Илия, призывал людей отвратиться от их грехов. При этом интересно, что вопрос о воскресении мёртвых Христос оставляет без ответа. Не потому, что Он не сможет ничего сказать, но потому, что они не смогут Его понять. Глагол «объяснять» означает делать нечто ясным, но в том-то и дело, что ясным опыт воскресения, для того, кто не воскрес, сделать невозможно. И в этом ученикам нужно просто доверять Учителю.
Иногда верующие люди не могут подобрать слов, чтобы объяснить неверующим свой опыт и очень переживают по этому поводу. Однако религиозный опыт и не может быть объяснён во всей полноте, как не может быть объяснён опыт переживания красоты или опыт вдохновения. Этого не нужно стесняться, потому что гораздо важнее объяснений то, как изменится наша жизнь в свете этого опыта.
Читать далее
протоиерей Павел Великанов