Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM
Нагорная проповедь

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Евангелие от Луки, Глава 6
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Христовы заповеди разительным образом отличаются от заповедей Ветхого Завета. Если Ветхий Завет регламентирует допустимые и недопустимые для человека действия, то Евангелие, не отрицая центральные ветхозаветные заповеди, добавляет к ним свои требования, в которых нет и намёка на перечисление правильных и неправильных действий. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 6-й главы Евангелия от Луки, этот отрывок содержит в себе Христовы заповеди блаженств. Давайте их послушаем.

Глава 6.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Только что мы с вами услышали ту версию заповедей блаженств, которую нам предлагает Евангелие от Луки. Существует и ещё одна — более полная версия — её можно найти в Евангелии от Матфея. Однако какой бы вариант мы не стали рассматривать, мы столкнёмся с одной и той же проблемой: заповеди не говорят нам о том, что нам стоит делать, или, напротив, чего стоит избегать.

Вот, к примеру, заповедь о блаженстве плачущих. Означает ли она, что мы должны плакать, рыдать и стенать? Вовсе нет, ведь Христовы апостолы не были замечены в избыточной плаксивости, более того, мы и вовсе не сможем найти в апостольских посланиях указания на слёзы. Да, конечно, апостолы переживали различного рода беды, горести и нестроения, но они верили в Христово Воскресение, а потому ничто не могло произвести на них такого гнетущего впечатления, которое парализовало бы их волю и заставило бы плакать. Впрочем, никто не заставляет нас понимать эту заповедь буквально, и кажется вполне очевидным, что речь в ней идёт о честном отношении к реальности, о том, чтобы не соблазнятся прелестями этого мира, но всегда помнить о Христе, а также учиться смотреть на мир так, как смотрел на него Христос — не как на место наслаждения, а как на преддверие Царства Небесного. Если видеть мир так, то мы не сможем пройти мимо страдающих людей, их боль станет нашей болью, и это будет означать упомянутый заповедью плач.

Но здесь возникает следующий вопрос: а каковы пределы вхождения в чужую боль? У такового вхождения есть свой порог, и как определить каков он? Евангелие не даёт нам ответ на этот вопрос, оно предлагает нам самим в каждой конкретной ситуации решать, исполнили мы заповедь или нет. Если мы будем честны с самими собой, то мы поймём, что в полноте Христовы слова исполнить невозможно, ведь, скажем, видя больного человека, помогая ему, мы не можем взять на себя его болезнь, не можем начать страдать вместо него, мы можем лишь быть рядом и в какой-то степени облегчить боль другого. В абсолютном же смысле помочь страдающему может лишь Христос. Наше усердие по исполнению евангельских заповедей должно приводить к тому же — к осознанию, что смысл заповедей в том и состоит, чтобы опытно познать своё несовершенство с вытекающей из него неспособностью обрести благодать Божию собственными силами; ощутить, что для этого нам нужен Христос, Который Сам восполнит наши усилия, научит исполнять заповеди и приведёт ко спасению.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Идут ли страдания на пользу человеку? Могут ли они обернуться нам во благо? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, которое звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 6.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

В только что прозвучавшем отрывке Господь говорит Своим слушателям парадоксальные вещи. Он называет блаженными, то есть наполненными благодатью Божией, тех, кто испытывает всяческие неудобства, голод, жажду, скорбь, болезни, гонения и притеснения. Одним словом, блажен тот, кто страдает. Такая вот странная логика. При этом Спаситель делает одно существенное пояснение. Блажен не всякий страдалец, но именно тот, кто страдает за Сына Человеческого, то есть ради Христа. Именно в таком виде эта мысль прекрасно вписывается в контекст всего Евангелия и шире — всего Священного Писания.

Замечательное пояснение этой мысли встречаем в первом послании апостола Петра. Он говорит, чтобы верующие не старались специально бегать от скорбей в своей жизни. Потому что, терпеливо перенося страдания, мы участвуем в страданиях Христа. Единственное, чего нам следует опасаться, — так это пострадать «как уби́йца, и́ли вор, и́ли злоде́й, и́ли как посяга́ющий на чужо́е». Этот список, который предлагает апостол Пётр, можно расширить. Речь идёт о всяком страдании, которое наступает в результате жизни по своей воле. Зачастую эти мучения бессмысленны и бестолковы. И они становятся источником ещё большей болезни и скорби.

Если же человек испытывает неудобства как христианин, то есть, если во всех своих делах мы стремимся исполнять волю Бога и самоотверженно служить людям, а вместе с этим жизнь продолжает преподносить нам неприятные сюрпризы, то, по словам Петра, нам следует не роптать, но благодарить и прославлять Бога. Потому что так Он готовит нас к большей славе. Временные скорби готовят в нашей душе место для божественной благодати. И далее апостол Пётр буквально дословно повторяет те слова, которые сегодня произносит Спаситель: «Е́сли злосло́вят вас за и́мя Христо́во, то вы блаже́нны, и́бо Дух Сла́вы, Дух Бо́жий почива́ет на вас».

Звучит фантастически. Но только для того, кто не испытал это на собственном опыте. А такая возможность есть у каждого. Ведь страданий никому из нас не избежать. И с годами поводов для них всё больше и больше. И единственный способ заставить их работать на себя — понудить себя устроить свою жизнь так, чтобы вся она была подчинена исполнению воли Творца, Который ждёт от нас всего лишь одного — чтобы мы ради Него служили друг другу. Такой образ жизни не избавляет нас от скорбей и болезней. Но он даёт нам силы внутри каждой из них найти душевный мир и покой.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Не знаю, почему, но вот последнее время всё чаще вспоминаю мою учёбу и первые годы преподавания в Московской духовной академии. Прежде всего, конечно, вспоминаются люди — духовники, лаврские монахи, преподаватели. Отец Кирилл, отец Матфей, отец Наум — да этот список только начни, быстро не закончишь. Все они были настолько разные — но при этом их объединяло одно: их внутренняя сила была очевидна любому.

И сегодня, когда в храмах во время богослужения мы слышим отрывок из 6-й главы Евангелия от Луки, образ этих подвижников христианской веры снова и снова появляется перед глазами.

Глава 6.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Я неоднократно задавал себе вопрос: вот что же сделало этих отцов, близкое знакомство с которыми навсегда осталось в памяти, — именно такими — активно исполнявшими эти евангельские блаженства? Да, они вполне были «нищими духом» — никто из них не «старчествовал», не кичился своей «духовностью», или «исключительной приближенностью ко Христу». Я не помню, чтобы кто-то вёл себя не то, что распущенно или развязано — даже вольно: когда отец Матфей шутил, всё равно какая-то внутренняя собранность оставалась. Каждому из них пришлось испить много какой разнообразной горечи от своих же собратьев — но так и не озлобиться, не впасть в обиду или «позицию жертвы». И я снова и снова задаю себе вопрос: да как же они так смогли настроить свой внутренний мир, что эти заповеди, кажущиеся практически недостижимыми — для них были обыденностью?..

У меня есть только один ответ. У каждого из этих светочей веры в жизни был Христос. Не как «литературный герой». Не как «высокий идеал нравственности». Не как «главная надежда в посмертном бытии». Христос в их жизни просто присутствовал как средоточие абсолютно всего. Я бы сравнил это присутствие — с обычным светом, который вроде бы и не замечается нами ежесекундно — потому что привычен — но стоит его лишиться — и мы тотчас ощущаем разницу.

Лаврские старцы постоянно находились в круговерти служб, встреч, приёма духовных чад, исповедей, кто-то преподавал. Казалось бы, образ жизни и её ритм — очень и очень далёкие от идеалов монашеского безмолвия и уединения. Но я абсолютно уверен: если бы не было всех нас, этих дерзких «потребителей» их духовной силы — её бы не давалось столь обильно свыше. Они, словно волшебные трубы, снова и снова пропускали сквозь себя эту силу Духа — нам, грешным, растерянным, оступающимся — и с каждым разом становились всё чище и светлее. Нет, они не пытались ничего удержать «для себя» и «в себя» — они расточали, не задумываясь, — но благодати от такого расточительства становилось только больше...

Нам иногда кажется, что евангельские блаженства — для каких-то почти мифических святых, к которым мы только и можем, что прикоснуться мыслью. Но я не сомневаюсь: и сегодня в Церкви Христовой есть те, кто живут этими заповедями, кто ими дышит, кто на собственном опыте знает, насколько эффективно они работают — при всей их кажущейся парадоксальности.

Хочется всем нам пожелать, дорогие друзья, не бояться следовать путём наших духовных наставников — их же молитвами да вдохновит и нас милостивый Господь!..

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
08.10.2025среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ