Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Марка, Глава 7, стихи 24-30

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Марка, Глава 7
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Человек, уверовавший в Бога, часто задаётся вопросом, а что, собственно, он теперь должен делать как верующий? Молиться? Ходить в храм? Исполнять какие-то ритуалы? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 7-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 7.

24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.

25 Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его;

26 а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.

27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

28 Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.

29 И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.

30 И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.

Помню, как в 11-м классе я ходил на курсы по литературе, которые вёл один известный преподаватель университета. В какой-то момент у меня возник вопрос, который в большей степени был литературоведческим, но также относился к области религии. Отвечая, мой собеседник почему-то решил высказаться не только по конкретной теме, но и оценить христианство в целом. «Молодой человек, — сказал он, — Евангелие, конечно, очень интересный и по-своему глубокий текст, но я не верю в его божественное происхождение. Как, впрочем, и в божественность Иисуса, конечно». Объяснялось дело просто, он был человеком совершенно неверующим. Я знал немало таких людей, да и имел опыт бесед с ними, но тот случай запомнился мне каким-то особенно покровительственным тоном, с которым говорилось о христианстве.

Отрывок из Евангелия от Марка, который мы сегодня услышали, начинается с того, что Христос приходит в пределы Тирские и Сидонские, то есть в места, где иудеев было значительно меньше, а язычников больше. Любой, кто читал Ветхий Завет, и особенно пророков и Псалтирь, помнит, что язычники относились к иудеям очень высокомерно. Они всё время насмехались над ними, сомневаясь в Боге и в Его способности защитить свой народ. И, конечно, подобное отношение было распространено среди язычников времён Спасителя, ведь Иудея была завоёвана римлянами. Думаю, подчёркивая вероятность такого отношения, апостол нарочито говорит о языческом происхождении женщины, пришедшей ко Христу. Конечно, эта ситуация не была обычной, ведь если Господь запрещал рассказывать о чудесах даже среди иудеев, не желая отношения к себе, как к простому чудотворцу, то уж тем более понятно Его желание избежать общения с язычниками, которые всё переосмысляли в языческом ключе. Впрочем, уже пришедшей женщине Спаситель говорит: «дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Сегодня эта фраза у многих вызывает недоумение или даже возмущение, ведь формально из неё следует, что Христос иудеев считает людьми, а язычников сравнивает с псами. Однако из всего, что мы знаем о Спасителе, очевидно, что перед нами своеобразный педагогический приём, который позволял раскрыть самоощущение хананеянки, её восприятие себя перед лицом истинного Бога и народа, который получив откровение, сохранял его в истории. Она пришла ко Христу и даже пала к Его ногам, но не получила просимого, пока не проявила смирения. Потому что важным оказывается не только физическое приближение к Спасителю, не только просьба, пусть даже выраженная страдающей матерью... важно правильное восприятие Бога и себя перед Ним. И речь, конечно, не столько о форме, не о том, чтобы обязательно сравнивать себя с животным, но о том, чтобы осознать своё бессилие, свою нищету и невозможность спастись без Господа. И тогда даже малой толики Его заботы, которая на первый взгляд покажется крохами, хватит для того, чтобы исцелиться и начать новую жизнь.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

На какое крайнее унижение отваживается несчастная мать, лишь бы только помочь своей дочери! И, конечно же, слова Иисуса о хлебе для детей не могут не смутить. Очень странно слышать из уст Сына Божия столь жёсткие, даже жестокие слова, в которых нуждающийся человек — пусть и иноверец, и вообще чужак — сопоставляется с собакой! Что же происходит, что за странная ситуация?

Первое, на что следует обратить внимание, — это неточность перевода. То, что в славянском и русском текстах представлено как «псы» — в греческом оригинале звучит как κυνάρια — буквально, щеночки, пёсики. Это не какие-то грязные и злобные бродячие псы — а милые домашние животные, которые хоть и являются нечистыми по закону Моисея, однако воспринимаются как неотъемлемая часть дома, помощники в хозяйстве, охранники — ну и просто приятные и ласковые существа.

В таком ключе слова Иисуса перестают выглядеть унижением и оскорблением — они превращаются в шутку: ведь и хананеянка знала, что иудеи относятся к язычникам как к людям нечистым — и она тотчас подхватила иронию Иисуса и развернула её по направлению к своей нужде.

Что продемонстрировала хананеянка такой реакцией на слова Иисуса о «щеночках»? То, что несмотря на тяжелейшие обстоятельства её жизни, она не поддалась отчаянию и не погрузилась в бездну неверия: внутри неё оставался свет жизни и надежды — почему она и смогла с улыбкой поддержать разговор с Иисусом. Иудеи были абсолютно уверены, что дверь веры для язычников Богом захлопнута наглухо — но вот эта женщина увидела тонкую полоску просачивающегося света — значит, дверь лишь прикрыта, но не захлопнута — и её веры хватило, чтобы её распахнуть.

Главный вывод, который призывает нас сегодня сделать Евангелие, вот какой: никогда не решать за Господа Бога, кто — достоин получить Его благодать и помощь, а кто — нет. Каким бы ни было приятным ощущение себя в отчем доме — не следует забывать, что сам дом-то — не твой, а родительский!..

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
25.09.2025четверг
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях