Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Опыт богооставленности — это тот опыт, с которым рано или поздно сталкивается любой верующий человек. Апостолы Христовы не были исключением, они ещё в годы земного служения Спасителя в некоторые моменты времени оставались одни. Об этом нам рассказывает звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 6-й главы Евангелия от Марка. Давайте его послушаем.
Те евангельские события, о которых мы только что услышали, произошли сразу же после насыщения Господом Иисусом Христом пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Довольно легко представить то воодушевление, которое охватило апостолов при виде этого чуда. Возможно, что собравшиеся люди не вполне понимали происходящее, но апостолы доподлинно знали, что пища, насытившая пять тысяч человек, имела не материальное происхождение, они доподлинно знали, что на их глазах происходит нечто подобное чуду ниспослания Богом еврейскому народу манны во время странствования по пустыне. Вполне естественно, что любой человек хочет как можно дольше находиться в состоянии столь сильного воодушевления. Однако, как мы слышали, Христос не дал Своим ученикам возможности долго быть в этом состоянии; Господь, как пишет евангелист Марк, «тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперёд на другую сторону к Вифсаиде».
Ученикам не оставалось ничего иного, как подчиниться, и они уплыли.
Однако их плавание не было благополучным по причине неблагоприятного ветра, который поднял шторм. Легко понять, что воодушевление от великого чуда и близость к кораблекрушению разделяет эмоциональная бездна. Вот апостолы были со Христом и всё у них было хорошо, и вот они остались одни, ситуация радикально изменилась, они на краю погибели. Здесь интересна ещё одна деталь: увидев идущего по воде Христа апостолы решили, что они видят призрак. Это весьма симптоматично: ученики Христовы только что видели то чудо, которое может сотворить лишь Бог, но они не могут вообразить, что сотворивший чудо Христос имеет абсолютную власть не только над продуктами питания, но и над любым иным веществом, Он может менять свойства вещества, делая воду достаточно плотной для того, чтобы по ней идти. Оказалось, что в тот момент, когда Христа не было рядом, апостолом стало проще поверить в существование призраков, а не в Воплощённого Бога.
Конечно же, нам это прекрасно знакомо. Мы тоже верим — и верим всей душой — лишь тогда, когда Христос рядом, когда мы ощущаем Его присутствие через Его благие дела. Однако в Его отсутствие вера мельчает или же и вовсе улетучивается. Начинается то, о чём было рассказано в прозвучавшем сегодня евангельском отрывке: мы начинаем верить во всякую ерунду, нам начинают мерещиться призраки, да и Самого Бога мы в этом состоянии оказываемся способны принять за фантом.
Увы, но таково свойство нашей поражённой грехом природы. Изменить нашу природу может лишь Христос, и очень хочется надеяться, что у нас хватит веры для того, чтобы позволить Спасителю это сделать!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееНередко у человека возникает вопрос: почему Бог не войдёт в мою жизнь и не сделает её лучше? Почему не избавит меня от всех её тягот и невзгод? Своеобразный ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.
46 И, отпустив их, пошел на гору помолиться.
47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.
48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.
49 Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.
50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.
51 И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,
52 ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.
53 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.
В эпизоде, который мы только что услышали, есть интересная деталь. Бури на Генисаретском озере бывают сильные и представляют собой реальную угрозу для жизни. А потому, когда Господь видит, что Его ученики в смертельной опасности, Он оставляет молитву, для которой ранее уединился, и спешит к ним на помощь. Спаситель идёт прямо по воде. Но идёт не точно по направлению к лодке, а словно проходит мимо. Как объяснить это? Почему Он не направился прямо к ученикам?
Интересный вариант ответа на этот вопрос появляется, если мы обратимся к более широкому контексту Священного Писания. В Ветхом Завете упоминается как минимум два случая, когда Бог точно так же проходил перед взором Своих учеников, словно минуя их, оставляя в стороне. Первый — это явление Бога Моисею на горе Синай. Господь говорит пророку: «Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Яхве пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею... когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Моё не будет видимо [тебе]». (Исх.33:19-23). И второй случай — случай с пророком Илиёй, которому Бог адресует подобные слова: «выйди и стань на горе... и вот, Господь пройдёт, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь» (3Цар.19:11). В обоих случаях Бог обещает, что покажет Себя издалека, но не напрямую. Ведь для человека невозможно увидеть Бога лицом к лицу. Это стало возможным лишь благодаря воплощению Христа. В Новом Завете ветхозаветная история в каком-то смысле повторяется в рассказе о явлении Воскресшего Спасителя ученикам, которые идут в Эммаус. Они не узнают в путнике Учителя и Тот делает «вид, что хочет идти далее» (Лк. 24:28). Он не обманывает Своих учеников. Скорее, Христос готовит их к чему-то важному. К тому, что откроется им лично в славе Сына Божьего. Это словно педагогический приём, при помощи которого Спаситель привлекает внимание и обостряет восприятие человека. И мы видим в только что прозвучавшем отрывке, что апостолы нуждались в такой мере. Евангелист говорит, что «они не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено». То есть все те чудеса, которые совершает Господь в присутствии апостолов, имеют воспитательное значение. Чудеса постепенно размягчают их сердца, чтобы они наконец-то поняли и приняли Того, Кто рядом с ними, чтобы осознали, Кем на самом деле является их Учитель. Христос шаг за шагом готовит апостолов к тому, чтобы они узнали в Нём Бога, Который сотворил этот мир.
Так происходит и в жизни каждого из нас. В любой тяжёлой жизненной ситуации может возникнуть ощущение, что Бог проходит мимо нас. Словно Его фигура или даже тень мелькнула рядом и пропала. На самом деле, это мы ещё не готовы к тому, чтобы принять Его помощь. Сердце наше ещё слишком каменное. А потому мы не способны принять Его благодать и мир в полноте. Не можем встретить Его лицом к лицу. Всё, что остаётся Богу делать, чтобы нам помочь, — каким-то образом привлекать наше внимание к Себе, в том числе при помощи жизненных трудностей. Чтобы постепенно в нашем сердце родилось живое понимание того, что даже несмотря на сильную бурю из различных обстоятельств, всё не просто будет, но уже есть хорошо. Ведь Учитель всегда рядом. Этот опыт рождается в нас постепенно. Это результат нашей готовности вопреки всему следовать за Христом ежедневно во всех своих делах. Терпеливо исполнять Его Евангелие. Остальное Господь сделает Сам. Проведёт нас через все сложные жизненные ситуации, чтобы однажды мы ощутили, что больше не носимся по этой жизни в утлой лодочке, но уверенно стоим обеими ногами на твёрдой земле.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист