Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Марка, Глава 4, стихи 10-23

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Евангелие от Марка, Глава 4
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Один из излюбленных приёмов, при помощи которых Христос общался с людьми, была притча. Почему Спаситель использовал этот жанр? Не проще ли было разъяснять слушателям всё прямо, конкретно, как в учебнике по философии или богословию? Ответ на этот вопрос найдём в отрывке из 4-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 4.

10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.

11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;

12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.

13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?

14 Сеятель слово сеет.

15 Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.

16 Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,

17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.

18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,

19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.

20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?

22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.

23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

В только что прозвучавшем отрывке ученики спрашивают Спасителя, что Он имел в виду Своей притчей о сеятеле. И в ответ они слышат: «внешним всё бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи». В другом Евангелии Христос выражается ещё более определённо: «Потому говорю им притчами, что они, видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют». То есть что получается? Люди и так не готовы понять слов Спасителя. У них недостаточно для этого духовного опыта. А Господь ещё и усугубляет ситуацию. Предлагает им очень многозначные и сложные образы. Согласитесь, довольно странно. Как же всё-таки понимать эти слова Христа?

Дело в том, что проповедь Спасителя звучала среди людей, которые были укоренены в иудейской традиции веры. С детства они слышали в храме и синагоге религиозные тексты, а также поучения мудрых раввинов и богословов. Это было для них привычно, обыденно и уже не трогало ни их сердце, ни их ум. Многое они воспринимали на автомате, как данность. Они даже не задумывались о тех глубоких смыслах, которые таит в себе то или иное слово или же тот или иной духовный текст. Смысл проскальзывал мимо их сознания. А потому они «видя не видели, и слыша не слышали». Потому и не могли встретить Бога в своей жизни.

Поэтому Господь и предлагает им приточные образы. Эти образы парадоксальны. Они делали привычное непривычным, странным. Они ставили слушателей в тупик. Обескураживали их, оставляли в недоумении. Люди уходили от Христа не с ответом, а с вопросом. И этот вопрос полностью завладевал их сознанием. Он побуждал их активно размышлять над сказанным и над собой. Другими словами, Христос говорит притчами не потому, что Его слушатели всё равно ничего не поймут, и Он хочет скрыть от них тайное знание. Он использовал притчи для того, чтобы они вдруг увидели своё непонимание. Увидели, что их духовное око замылилось. Это состояние поиска ответа мучительно. Однако именно оно залог того, что Бог даст человеку новый духовный опыт.

Так и нас Евангелие призывает к постоянной работе. Суть её в том, чтобы примерять сказанное Христом на себя. Применять это к своей уникальной жизненной ситуации. Не успокаиваться на том, что однажды прочитал, услышал и о чём-то получил общее представление. Но даже самый привычный и понятный отрывок Евангелия воспринимать как парадокс, как личный вызов, как вопрос, который мы ежедневно должны задавать себе: а как я в моих обстоятельствах сегодня могу исполнить заповедь Спасителя? Как я могу исполнить волю Бога? Как я могу послужить людям? Чем больше это состояние будет занимать мой ум и сердце, тем глубже будет ответ. Он придёт или через обстоятельства жизни, или через людей, или прозвучит во время молитвы в моей собственной душе. Именно так наш духовный слух становится всё более чутким, а нашему духовному взору всё отчётливей открываются тайны Небесного Царства.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Человеку, который знакомится с христианством, может показаться, что оно разделяет людей на грешников и праведников, своих и чужих и что может привести верующего к закрытости и нежеланию общаться с окружающими. Так ли всё на самом деле, можно понять, если внимательно почитать отрывок из 4 главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 4.

10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.

11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;

12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.

13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?

14 Сеятель слово сеет.

15 Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.

16 Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,

17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.

18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,

19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.

20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?

22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.

23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Итак, на первый взгляд чтение, которое мы сейчас услышали, чётко укладывается в логику жёсткого разделения людей на внешний и внутренний круг. Евангелист так и пишет: «когда народ разошёлся, окружающие и двенадцать, то есть люди из близкого круга, спросили его о притче». В данном случае это была притча о сеятеле, которая сегодня нам кажется вполне понятной. Возможно, потому что мы почти две тысячи лет слушаем её объяснение, но дело не в этом. Притча могла быть любой другой. Интересна в данном случае не столько она сама, сколько комментарий Спасителя, который будто бы поддерживает такой элитарный настрой апостолов: «Вам дано знать тайны Царствия Божьего, а внешним в притчах, так что они имея глаза не видят, имея уши не разумеют, и не обратятся, то есть не покаются, чтобы были прощены их грехи». Но суть этой цитаты из пророка Исаии не в том, что Бог рад такому состоянию людей. Нет. В словах Христа мы слышим горькую констатацию факта, что человек неправильно пользуется своей свободой. Он приходит к Богу, но оставляет за собой право отдать Ему лишь часть своей жизни. Народ постоял и разошёлся. Кто при этом остался с Учителем? Тот, кто захотел. Никого насильно не прогоняли и не останавливали. Каждый общался столько, сколько хотел. Каждый услышал столько, сколько хотел. И если бы кто-нибудь из народа решил спросить у Христа о смысле притчи — он стал бы учеником... В этом нет никакого элитаризма, никакой близости ко Христу, кроме той, которую мы устраиваем для себя сами. Сеятель бросает семена, и они попадают на разную почву. Но люди послушали притчу и ушли... Ушли, потому что поняли? Нет. Потому что им, как они думали, было достаточно. Красивая притча, которая создаёт у слушающих ощущение причастности загадке и тайне. И всё же даже для них остаётся возможность изменения жизни, ведь неслучайно Спаситель сравнивает Себя со свечой, которая светит всем.

Летом я видел бетонную отмостку у дороги, через которую пробились несколько колосков пшеницы, и сразу вспомнил притчу о сеятеле. Почва нашей души действительно разная. У кого-то она обработана, у кого-то каменистая, а у кого-то душа просто забетонированная площадка, и всё же смотришь, каким-то чудом и через бетон что-то прорастает и происходит это потому, что никакая душа до конца не закрыта от Бога.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
08.09.2025понедельник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ