Идут ли страдания на пользу человеку? Могут ли они обернуться нам во благо? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, которое звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
В только что прозвучавшем отрывке Господь говорит Своим слушателям парадоксальные вещи. Он называет блаженными, то есть наполненными благодатью Божией, тех, кто испытывает всяческие неудобства, голод, жажду, скорбь, болезни, гонения и притеснения. Одним словом, блажен тот, кто страдает. Такая вот странная логика. При этом Спаситель делает одно существенное пояснение. Блажен не всякий страдалец, но именно тот, кто страдает за Сына Человеческого, то есть ради Христа. Именно в таком виде эта мысль прекрасно вписывается в контекст всего Евангелия и шире — всего Священного Писания.
Замечательное пояснение этой мысли встречаем в первом послании апостола Петра. Он говорит, чтобы верующие не старались специально бегать от скорбей в своей жизни. Потому что, терпеливо перенося страдания, мы участвуем в страданиях Христа. Единственное, чего нам следует опасаться, — так это пострадать «как уби́йца, и́ли вор, и́ли злоде́й, и́ли как посяга́ющий на чужо́е». Этот список, который предлагает апостол Пётр, можно расширить. Речь идёт о всяком страдании, которое наступает в результате жизни по своей воле. Зачастую эти мучения бессмысленны и бестолковы. И они становятся источником ещё большей болезни и скорби.
Если же человек испытывает неудобства как христианин, то есть, если во всех своих делах мы стремимся исполнять волю Бога и самоотверженно служить людям, а вместе с этим жизнь продолжает преподносить нам неприятные сюрпризы, то, по словам Петра, нам следует не роптать, но благодарить и прославлять Бога. Потому что так Он готовит нас к большей славе. Временные скорби готовят в нашей душе место для божественной благодати. И далее апостол Пётр буквально дословно повторяет те слова, которые сегодня произносит Спаситель: «Е́сли злосло́вят вас за и́мя Христо́во, то вы блаже́нны, и́бо Дух Сла́вы, Дух Бо́жий почива́ет на вас».
Звучит фантастически. Но только для того, кто не испытал это на собственном опыте. А такая возможность есть у каждого. Ведь страданий никому из нас не избежать. И с годами поводов для них всё больше и больше. И единственный способ заставить их работать на себя — понудить себя устроить свою жизнь так, чтобы вся она была подчинена исполнению воли Творца, Который ждёт от нас всего лишь одного — чтобы мы ради Него служили друг другу. Такой образ жизни не избавляет нас от скорбей и болезней. Но он даёт нам силы внутри каждой из них найти душевный мир и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Не знаю, почему, но вот последнее время всё чаще вспоминаю мою учёбу и первые годы преподавания в Московской духовной академии. Прежде всего, конечно, вспоминаются люди — духовники, лаврские монахи, преподаватели. Отец Кирилл, отец Матфей, отец Наум — да этот список только начни, быстро не закончишь. Все они были настолько разные — но при этом их объединяло одно: их внутренняя сила была очевидна любому.
И сегодня, когда в храмах во время богослужения мы слышим отрывок из 6-й главы Евангелия от Луки, образ этих подвижников христианской веры снова и снова появляется перед глазами.
Я неоднократно задавал себе вопрос: вот что же сделало этих отцов, близкое знакомство с которыми навсегда осталось в памяти, — именно такими — активно исполнявшими эти евангельские блаженства? Да, они вполне были «нищими духом» — никто из них не «старчествовал», не кичился своей «духовностью», или «исключительной приближенностью ко Христу». Я не помню, чтобы кто-то вёл себя не то, что распущенно или развязано — даже вольно: когда отец Матфей шутил, всё равно какая-то внутренняя собранность оставалась. Каждому из них пришлось испить много какой разнообразной горечи от своих же собратьев — но так и не озлобиться, не впасть в обиду или «позицию жертвы». И я снова и снова задаю себе вопрос: да как же они так смогли настроить свой внутренний мир, что эти заповеди, кажущиеся практически недостижимыми — для них были обыденностью?..
У меня есть только один ответ. У каждого из этих светочей веры в жизни был Христос. Не как «литературный герой». Не как «высокий идеал нравственности». Не как «главная надежда в посмертном бытии». Христос в их жизни просто присутствовал как средоточие абсолютно всего. Я бы сравнил это присутствие — с обычным светом, который вроде бы и не замечается нами ежесекундно — потому что привычен — но стоит его лишиться — и мы тотчас ощущаем разницу.
Лаврские старцы постоянно находились в круговерти служб, встреч, приёма духовных чад, исповедей, кто-то преподавал. Казалось бы, образ жизни и её ритм — очень и очень далёкие от идеалов монашеского безмолвия и уединения. Но я абсолютно уверен: если бы не было всех нас, этих дерзких «потребителей» их духовной силы — её бы не давалось столь обильно свыше. Они, словно волшебные трубы, снова и снова пропускали сквозь себя эту силу Духа — нам, грешным, растерянным, оступающимся — и с каждым разом становились всё чище и светлее. Нет, они не пытались ничего удержать «для себя» и «в себя» — они расточали, не задумываясь, — но благодати от такого расточительства становилось только больше...
Нам иногда кажется, что евангельские блаженства — для каких-то почти мифических святых, к которым мы только и можем, что прикоснуться мыслью. Но я не сомневаюсь: и сегодня в Церкви Христовой есть те, кто живут этими заповедями, кто ими дышит, кто на собственном опыте знает, насколько эффективно они работают — при всей их кажущейся парадоксальности.
Хочется всем нам пожелать, дорогие друзья, не бояться следовать путём наших духовных наставников — их же молитвами да вдохновит и нас милостивый Господь!..
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий