Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 6-12

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Евангелие от Матфея, Глава 16
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Как добиться того, чтобы наша вера была истинной? Как не уклониться в неверные и даже ложные преставления о Боге и духовном мире? Прямой ответ на этот вопрос находим в отрывке из 16-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.

Глава 16.

06 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

07 Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.

08 Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?

09 Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?

10 ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?

11 как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?

12 Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

Закваска — это смесь муки и воды, в которой содержатся микроорганизмы, а именно, дрожжи и молочнокислые бактерии. Такой состав вызывает брожение. А потому его используют для получения кисломолочных продуктов, для приготовления напитков, например, для кваса, и для приготовления теста. Совсем небольшого кусочка закваски хватает для того, чтобы кардинально изменить состав большого количества сырья.

Сегодня Господь призывает учеников опасаться закваски саддукеев и фарисеев. Саддукеи и фарисеи — это две влиятельные религиозные партии того времени. Первых можно назвать прогрессивным крылом древнего иудаизма. Они отличались своей высокой светской образованностью и с точки зрения традиционного иудейского богословия придерживались весьма либеральных взглядов. Так, например, они отрицали бытие ангелов и злых духов, а также будущее воскресение мёртвых. Фарисеи, напротив, были ультраконсервативны. Они держались за букву религиозного закона и ко всякому проявлению духовной жизни подходили чрезмерно формально.

Христос призывает Своих учеников не только избегать подобного образа мыслей. В первую очередь Он предостерегает их от того расположения сердца, которое было свойственно для саддукеев и фарисеев. Что же это за расположение? Как первые, так и вторые кичились своей исключительностью. Они были уверены в том, что их богословские представления самые верные, а их знания о Боге не нуждаются в дополнениях. А потому они враждовали друг с другом, а также со всеми, кто мыслил не так, как они. Они не умели прислушиваться к мнению других людей. А в любых диспутах ставили цель не прояснить истину совместно со своими оппонентом, а скорее сделать для всех очевидным их заблуждения, а параллельно очень искусно и тонко унизить их. Поэтому и Христа они не приняли. Они просто не услышали Его учение.

Вот от этого сердечного окаменения и предостерегает Господь Своих учеников в первую очередь. И это весьма актуально для них. Ведь апостолы регулярно демонстрируют неготовность услышать то, что говорит им Христос. Вот и сегодня Он им про духовную жизнь, а они Ему про хлеб. Они вроде бы рядом с Господом, но, тем не менее, не могут уловить смысл Его слов. А всё потому, что они, подобно саддукеям и фарисеям, чрезмерно зациклены на себе, на своих мыслях, представлениях и предрассудках. Отсюда их интеллектуальная и душевная неповоротливость.

Именно подобная неповоротливость часто мешает нам встретить Бога в своей жизни, а также сохранить свою веру в чистоте. А потому и опасаться мы должны в первую очередь не столько тех ложных идей, которые, бывает, в изобилии витают вокруг, сколько той сердечной сварливости и косности, которая заставляет нас замыкаться на себе и считать собственную картину мира единственно верной. Такое настроение настолько привлекательно для нашей, склонной к самолюбованию натуры, что и её малой закваски хватит для того, чтобы превратить наш внутренний мир в душное, затхлое болотце. В этом болотце обязательно прокиснут даже самые возвышенные и прекрасные идеи. Единственный выход из этого состояния — практическое исполнение заповедей Евангелия на ежедневной основе. Такой образ действий открывает нас миру, людям и Богу. Благодать Господа просвещает нашу душу и наш ум. Она защищает их от всего скверного и ложного, и привлекает к ним всё чистое, светлое, истинное.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

История знает массу примеров того, как отчаянные грешники становились величайшими святыми. Однако у нас крайне мало примеров превращения в святых кого-то из числа еврейских фарисеев и саддукеев. Это довольно любопытный парадокс, и он указывает на какую-то существенно важную внутреннюю проблему учения двух упомянутых религиозных течений Израиля. Совершенно очевидно, что если древние евреи столкнулись с такой проблемой, то столкнуться с ней может и любой другой человек, и об этом предупреждал Своих учеников Христос, Его предупреждение звучит в отрывке из 16-й главы Евангелия от Матфея, который прочитывается сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 16.

06 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

07 Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.

08 Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?

09 Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?

10 ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?

11 как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?

12 Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

Вероятнее всего, что когда Христос говорил Своим ученикам беречься «учения фарисейского и саддукейского», то Он имел в виду эти учения не в переносном, а в прямом смысле. В наши дни у христиан нет шансов столкнуться с фарисеями или же саддукеями: первые переродились в закрытые ультрарелигиозные еврейские общины, которые не были замечены в миссионерских порывах, а потому познакомиться с их учением не так-то просто, ну а саддукеи и вовсе перестали существовать. И вряд ли кому-то из христиан захочется погрузиться в историю религиозных течений ради воссоздания фарисейского или же саддукейского учения. Поэтому, читая Христово предостережение, нам стоит смотреть на него не так, как на него смотрели апостолы, нам стоит думать не о конкретных пунктах упомянутых Спасителем учений, а о об их сердцевине, и сердцевина эта — отнюдь не вера в Единого Истинного Бога.

Блаженный Иероним Стридонский описал уклонение от «учения фарисейского и саддукейского» такими словами: «Кто остерегается закваски фарисеев и саддукеев, тот не соблюдает заповедей и буквы закона и не радит о преданиях человеческих, чтобы соблюдать заповедь Божию». Действительно, из Евангелия мы знаем, что Христовы оппоненты очень часто приходили в яростное раздражение от тех действий Спасителя, которые, как им казалось, нарушали букву ветхозаветного закона: особенно же тяжело эти люди переживали мнимое нарушение субботнего покоя.

Вообще, конфликт между фарисеями и саддукеями, с одной стороны, и Христом, с другой, был вызван отказом иудеев от попыток увидеть волю Божию за библейскими предписаниями и позднейшими комментариями авторитетных раввинов. Этим людям казалось, что воля Божия может быть раз и навсегда зафиксирована в тексте. Но это не так, текст может вобрать в себя лишь самые общие и базовые принципы отношения Бога и человека, но текст не в силах объять всё многообразие человеческой жизни. Более того, первейшая заповедь — «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30) — предполагает любовь не к буквам, а к несводимой к какому бы то ни было тексту Личности.

В 24-й главе Евангелия от Луки есть рассказ о явлении Воскресшего Христа двум апостолам — Луке и Клеопе. Апостолы шла в Эммаус, Спаситель, «приблизившись, пошёл с ними» (см. Лк. 24:15), Лука и Клеопа не смогли узнать Господа, и, что особенно любопытно, Христос не спешил открыть Себя им, Он сделал вид, что не знает этих людей и не понимает предмет их разговора. Из евангельского текста очевидно, что Спаситель поступил так для назидания и апостолов, и всех последующих поколений христиан: увидеть и познать Христа возможно, лишь доверяя собственному сердцу, «горя» сердцем, то есть желая встречи со Христом больше, чем чего бы то ни было ещё. Но возникает вопрос: обманул ли Христос апостолов тогда, когда сделал вид, что не понимает их слов и не знает их самих? С формальной точки зрения — да, по сути — нет, ведь Он руководствовался любовью, и в том конкретном случае любовь повелевала делать так, как сделал Господь.

Именно к такому — духовному, а не формальному — образу мысли и действий призывал нас Спаситель прозвучавшим сегодня предостережением беречься «закваски фарисейской и саддукейской», дай Бог, чтобы мы смогли услышать этот призыв, понять его, и исполнить на деле!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
29.07.2025вторник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ