Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 9-15

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Евангелие от Матфея, Глава 10
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Стоит признать, что многие евангельские изречения Христа звучат в современном мире даже не как вызов, а как откровенное безумие. Один из призывов такого рода мы можем найти в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 10-й главы Евангелия от Матфея. Давайте его послушаем.

Глава 10.

09 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,

10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;

12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;

13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;

15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

Христос, посылая Своих учеников на проповедь, сказал им ничего не брать с собой в дорогу: ни запаса денег, ни сменной одежды, ни сменной обуви, Он сказал им идти даже без сумок и посохов. Апостолам предстояло просто выйти и пойти, сделать это нужно было без какой-либо предварительной подготовки. Как мы знаем, ученики Христовы всё сделали так, как сказал им Господь, и они во время исполнения своей миссии ни в чём не нуждались, для них всегда находилась и пища, и кров, и всё то, что потребно в долгой дороге.

Когда мы размышляем об это апостольском путешествии, нам стоит помнить, что апостолы в тот момент времени ещё не обращали свою проповедь к язычникам, они шли к своим соплеменникам, которые жили — или, как минимум, старались жить — по закону Моисея, а потому, во-первых, проповедь о Христе была им понятна, а во-вторых, эти люди оказывали гостеприимство в соответствии с законом Ветхого Завета. Впрочем, существенно важно другое: апостолы исполняли прямое и ясно выраженное повеление Христа, а потому сам Бог способствовал их миссии.

Вот мы услышали слова, обращённые к совершенно конкретным людям в совершенно конкретной исторической обстановке, можем ли мы эти слова применить к себе самим? И если можем, то как?

Ответ на первый из этих вопросов очевиден: да, мы веруем, что все евангельские слова относятся и к нам, таково же и мнение Церкви, иначе бы прозвучавший сегодня отрывок не был включён в число прочитываемых во время литургии.

Ответ на второй вопрос значительно сложнее, потому что буквальное восприятие слов Христа приводит нас к абсурду, ведь оно означает, что каждый человек должен в прямом смысле начать бродить по свету и проповедовать Евангелие Христово. Совершенно очевидно, что это невозможно, да и история Церкви показала, что апостольская миссия — удел совсем немногих. Большинство же христиан должны оставаться там, где они есть, и на своём месте реализовывать христианское призвание через жизнь, полную веры, надежды и любви.

Чтобы это сделать нам, тем не менее, нужно уподобиться посланным на проповедь апостолам в их абсолютном и безоговорочном доверии Богу. Да, у нас нет необходимости быть ничего не имеющими бродячими проповедниками, но нам нужно исполнять другие заповеди Христовы, исполнить которые без доверия Богу невозможно. Никто, не доверяя Богу, не будет способен, скажем, не осуждать своих близких, ведь в осуждение нас зачастую втягивают другие люди, отношениями с которыми мы дорожим, а потому нам кажется, что если мы не поддержим тональность и содержание их слов, то мы в конечном итоге останемся оторванными от общества. И так — со многими другими нашими грехами, чтобы их не совершать, нам необходимо доверие Богу, и пусть же Господь поможет его стяжать!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В культурах, которые основаны на библейской истории, образом самого тяжёлого греха нередко выступают города Содом и Гоморра, которые были уничтожены Богом ещё во времена жизни праотца Авраама. Можно даже сказать, что названия этих городов стали именами нарицательными, обозначающими крайнюю степень падения. Но есть ли грех более страшный, чем грех жителей Содома и Гоморры? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 10.

09 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,

10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;

12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;

13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;

15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как Спаситель посылает своих учеников на проповедь. Он не призывает их идти к язычникам или проповедовать до края земли, ведь прежде они должны были обойти окрестные города и обратиться с проповедью к своим соотечественникам. Для язычников рассказ о Мессии был бы чем-то совершенно новым, потому что они ничего не знали ни об истинном Боге, ни о грехе, который омрачил жизнь человека. В свою очередь иудеям всё это было хорошо известно, потому что было сутью их религии. Они ждали Мессию — Царя и Помазанника, приход которого будет означать возвращение Бога в историю и восстановление изначально задуманного порядка. В этом смысле проповедь о пришествии Мессии говорила о том, чего эти люди ждали веками, свидетелями чего хотели быть их предки. Конечно, всё это предполагало, что иудеи, как первые слушатели апостольской проповеди, откликнуться на неё с большой радостью. По крайней мере, это было бы для них естественным. Тем более, что ко времени рождения Христа нравственный уровень их жизни был достаточно высок. Как это часто бывало, существование под властью захватчиков заставило людей лучше осмыслить свою идентичность, вспомнить веру отцов и задуматься о соблюдении заповедей. Более того, некоторые из иудеев стремились соблюсти закон во всей полноте, становясь книжниками и фарисеями, стремящимися полностью соблюсти закон. Иными словами, Бог воплотился в тот момент, когда Его народ в нравственном отношении был наиболее расположен к тому, чтобы услышать проповедь. Внешне всё было так, и народ проповедь действительно слушал, но расслышал ли он её, вот вопрос. И ответ на него, судя по Писанию, довольно однозначный: практически нет. Люди слушали, но не слышали. И произошло это не из-за проблем проповеди, а из-за реакции слушающих. Они были настолько самоуверенны, что многие в итоге отказали Христу. За Иисусом шли грешники, даже такие страшные, которые были готовы перетерпеть побиение камнями или распятие, а фарисеи и книжники не шли. Потому что грешник, даже самый страшный, может раскаяться и изменить жизнь, а человек, который самоуверенно считает себя праведником, ничего этого сделать не может... А если точнее, то попросту не станет.

В конце сегодняшнего евангельского отрывка мы слышим страшные слова. Господь говорит, что Содому и Гоморре в день суда будет отраднее, чем людям, отказавшимся от проповеди апостолов. Казалось бы, жители упомянутых городов были страшными грешниками и умерли, не раскаявшись... Но даже им будет легче, чем тем, кто был призван и с гордостью отказался от общения с Богом.

Сегодня многим кажется, что Бог им не нужен, ведь они без всяких отношений с Ним могут быть добрыми и порядочными людьми... Но в том то и дело, что любая доброта и порядочность на этой земле временны и уничтожаются смертью. Спаситель же пришёл не просто для того, чтобы научить нас добру и жертвенности, но для того, чтобы наполнить их истинным смыслом и подарить нам вечную жизнь.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
24.06.2025вторник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ