Что такое осуждение, чем оно опасно и как его избежать? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 7-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Осуждение — это один из самых пагубных и практически неистребимых людских пороков. Человеку, который научен опытом жизни держать язык за зубами и лишний раз не высказывать своё мнение об окружающих, может показаться, что это не про него. Однако, осуждение — это не просто злословие. Сплетни, пересуды, выпячивание своего экспертного мнения, когда не просят, — это всего лишь его крайние формы. Если внимательно приглядеться к себе и понаблюдать за собственной реакцией на происходящее вокруг, окажется, что осуждение — это наше естественное состояние. Прекрасной иллюстрацией может послужить следующая притча.
Муж и жена переехали жить в новую квартиру. Однажды жена увидела через окно соседку, которая развешивала на верёвке постиранное бельё. «Какое же грязное у неё белье. Наверное, у неё плохое средство для стирки или она совсем не умеет стирать», — сказала она своему мужу. Однако тот был занят своими делами и не обратил на её слова никакого внимания. Так повторялось несколько раз. И с каждым разом женщина всё больше и больше упрекала, как ей казалось, неряшливую соседку. В одно утро она посмотрела в окно и не смогла скрыть возгласа удивления: «Ого! Ты только посмотри, сегодня бельё чистое! Научилась-таки стирать». На это муж заметил: «Да нет, просто это я сегодня встал пораньше и вымыл твоё окно».
Подобно этой женщине, мы не учитываем множество факторов, которые влияют на наше восприятие. Мы не видим картину этой жизни объёмно, целиком. А потому склонны очень поспешно судить о ситуации. Не обязательно словами. Ведь осуждение — это сердечное состояние. Это тонкое ожидание того, как должны складываться обстоятельства, в которых мы оказываемся, и как должны действовать люди, которых мы встречаем. Когда эти ожидания не оправдываются, внутри нас словно возникает трение, которое перерастает в сопротивление. Отсюда возмущение и даже злословие. Если даже мы это не проговариваем, то всё равно живём с ощущением, что в груди застрял ком из обид, претензий, ворчливости и недовольств. Вот это и есть осуждение.
Само по себе это состояние весьма тяжёлое. А потому, когда Господь говорит «каким судом су́дите, таким будете судимы... какою мерою мерите, такою и вам будут мерить», это не обязательно про то, что Он накажет нас за наши пересуды. Мы уже наказаны. Ведь из-за того, что наш ум постоянно развешивает ярлыки, мы не чувствуем радости жизни. Мы живём, словно в пузыре собственных иллюзий о жизни. И эта иллюзия довольно мрачная. Мир для нас враждебен. Нередко он представляется нам источником опасности, боли, страданий. В нашей душе как будто постоянно висит какая-то мутная дымка. Вся эта хмарь не даёт ощутить нам благодати Божией.
Как же избавиться от подобной одержимости ума? Первое, что мы можем сделать, — научиться замечать это своё болезненное состояние. Наблюдать, как работает наше восприятие, как оно раздаёт клички. Второе — учиться не доверять себе на сто процентов. Перепроверять свои реакции, читая о том, как реагировали на подобные ситуации святые люди и Сам Господь. Учиться жить не по своей воле, а по совету с духовно опытными людьми. Наконец, приучать себя благодарить Бога за всё, что происходит с нами в течение дня. И за то, что нам кажется хорошим, и, самое главное, за то, что нам кажется плохим. Ведь если мы всю свою жизнь стараемся посвятить служению Творцу и людям, даже тот негативный опыт, который мы получаем, обернётся в своё время Божиим благословением.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Все знают, что нельзя осуждать других людей. Евангельское выражение Христа «не судите, да не судимы будете» уже очень давно стало крылатой фразой, ее слышали все люди, которым Бог определил быть причастными христианскому миру. Однако знание этой фразы не помогает нам не судить, не осуждать и не делать предметом обсуждения других людей. Церковь не отчаивается, она вновь и вновь напоминает нам эти слова Спасителя. Слышим мы их и сегодня во время литургии в православных храмах, они взяты из 7-й главы Евангелия от Матфея.
Одна из самых употребительных обличительных характеристик, которые использовал Христос, — это слово «лицемер». Мы неоднократно встречаем в Евангелии упрёк в лицемерии, адресованный фарисеям, слышим мы о лицемерии и тогда, когда речь заходит об осуждении. Оказывается, что осуждение других людей — это одно из проявлений лицемерия, что, конечно же, совершенно логично, ведь осуждение — это всегда некая поза, это забвения себя настоящего, своих грехов, своего невеликого, в сравнении с Богом, статуса и своей реальной способности анализировать явления этого мира. Нечто подобное можно сказать и про лицемерие: в первую очередь оно характеризуется стремлением казаться кем-то другим, не быть самим собой и не быть настоящим. Понятно, почему Спаситель столь настойчиво обличал лицемерие: в Боге нет и намёка на что-то подобное, Бог чужд всякой позы, Ему нет необходимости производить на кого бы то ни было впечатление, Он таков, каков Он есть.
Осуждение прекрасно сочетается с лицемерием и его питает: очень легко и приятно с помощью осуждения выстроить стену между собой и другим человеком, сделать так, чтобы на его фоне казаться лучше, чем есть на самом деле.
Помимо связи с лицемерием, Христос в Своих словах об осуждении сделал акцент и ещё на одном свойстве этого порока: осуждение самым непосредственным образом входит в противоречие с Христовым повелением, которое мы можем найти в этой же 7-й главе Евангелия от Матфея — «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Никто не хочет для себя заочного суда без возможности сказать хотя бы слово в свою защиту, но именно таким будет Божий суд над тем человеком, который подобным образом судил других людей: «Каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2). Невозможно представить того, кто хотел бы для себя такого суда, которым мы иной раз судим других. Никто в здравом уме не скажет, обратившись к Богу: «Суди меня так, как я сужу других!». Мы все хотим милости, хотим снисхождения и понимания, и у нас есть возможность их обрести: достаточно лишь начать таким же образом относиться к другим людям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий