Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 7, стихи 21-23

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Евангелие от Матфея, Глава 7
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Может ли Господь игнорировать наши молитвы? Может ли Он по какой-то причине не обращать внимание на наши добрые дела? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 7-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 7.

21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

«Слово делом красно» — именно с этой истины Спаситель начинает только что прозвучавшее поучение. Оказывается, эта закономерность актуальна не только в отношениях между людьми, но и в духовной жизни. Одной молитвы для установления полноценной связи с Богом недостаточно. Молитва работает лишь в связке с конкретными практическими действиями. Что это за действия? Господь поясняет — это исполнение на деле воли Небесного Отца. Иными словами, в Царство Небесное входит тот, кто не только молится Богу, но и тот, кто действует согласно Его воле.

Тогда следующий вопрос: а Его воля — это что такое? Писание прямо отвечает на этот вопрос. У Бога одно желание — чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины. А потому наши действия согласно воле Божией — это всё то, что ведёт нас ко спасению. Всё, что делает нашу душу наполненной жизнью. В самом общем виде этот путь описан в Евангелии. Ради Бога возлюби ближнего как самого себя — говорит оно. То есть во всех своих делах старайся быть полезен тем, кто тебя окружает. Как конкретно исполнять эту заповедь — это уже личное дело каждого. Ведь у каждого своя ситуация, свой образ жизни, свои обязанности.

Именно по этой причине отцы Церкви говорили о духовной жизни как о наивысшем творчестве. Есть евангельский принцип, который говорит о жертвенной любви. Он един для всех. А вот его воплощение — это уже всегда индивидуальное исполнение. Можно привести пример с музыкальной партитурой. Значки на бумаге одни и те же, они задают направление, общий рисунок мелодии. Однако сколько исполнителей, столько и вариантов звучания. И каждый из этих вариантов может быть в своём роде уникальным и замечательным. Тем более тогда, когда музыкант вкладывает в произведение всю свою душу.

Наконец, ещё один важный момент, на который указывает сегодня Господь. Как слова мертвы без дела, так сами дела мертвы без духа Божия. Это поразительно, но можно пророчествовать, изгонять бесов, творить многие другие чудеса, но не быть Христовым. Только задумайтесь над этим! Можно быть чудотворцем и называть себя учеником Спасителя, но в итоге услышать от Него: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

Как же так получается? Не являются ли все эти сверхъестественные дарования признаком того, что человек избран Богом? Оказывается, не всегда. Единственным надёжным критерием того, что наши дела угодны Творцу, является дух любви, милости и прощения, которым этим дела наполнены. Лишь этот дух делает наши действия добротными, то есть теми, которые открывают нам путь в Небесное Царство.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Религиозная жизнь, как и всякая другая жизнь в строго регламентированной системе, способна превратить человека в циника: можно начать говорить одно — благочестивое и правильное, а жить совсем иначе, так, будто бы и вовсе нет никакого Бога. Конечно же, Господь наш Иисус Христос прекрасно знал об этой опасности, более того, Он ежедневно соприкасался с людьми, которых поразил религиозный цинизм, и меньше всего Спаситель хотел, чтобы нечто подобное случилось с кем-то из Его учеников. Поэтому Господь оставил нам предупреждение, которое содержится в 7-й главе Евангелия от Матфея. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.

Глава 7.

21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Только что прозвучавшие слова Христа не были чем-то новым, подобные мысли мы можем встретить и в книгах древних пророков, к примеру, в книге пророка Исайи, который от лица Бога обличал своих современников такими словами: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:15–17). Христос, произнося Свои слова, вовсе не планировал сказать нечто принципиально новое, судя по всему, Его задачей было напомнить людям о неизменности ожиданий Бога от человека: Богу не нужны ни наши молитвы, ни наши славословия, ни храмы, ни все то, с чем мы привыкли ассоциировать религиозную жизнь, Бог ждёт от нас плодов веры. Плоды эти перечислил пророк Исайя, их же перечислил и Христос, и сводятся плоды веры к любви и милосердию.

Все предельно просто: истинна и спасительна только та религиозная практика, которая постепенно выводит человека за пределы его замкнутости на себе и на своих интересах. Молитвы, посты и жертвы во славу Божию должны приводить нас к умягчению сердец, к состраданию и заботе о нуждающихся, к благости, кротости, воздержанию и любви. Если же этого не происходит, если религиозная жизнь превращает нас в нетерпимых фанатиков, неспособных покрывать чужие оплошности любовью и богоподобным всепрощением, фанатиками, жизнь рядом с которыми становится невыносимой, то это указывает на категорическую неправильность выбранного нами пути.

Упомянутое Спасителем в только что прозвучавшем евангельском отрывке «беззаконие» можно понимать как минимум двумя способами. Во-первых, это отсутствие должной нравственной жизни, и, как мы прекрасно понимаем, произнесение молитв и воззваний к Богу вовсе не гарантирует, что человек станет на путь исправления своей жизни, совсем нетрудно представить того, кто, произнося правильные молитвы, исполнен лукавства, а потому даже не планирует начинать жить так, как того требуют произносимые им молитвы. Ярким примером такого рода людей были евангельские первосвященники и другие члены синедриона, осудившие Спасителя на смерть. Во-вторых, контекст Евангелия от Матфея подталкивает нас понимать слово «беззаконие» как указание на отсутствие любви. Конечно, оба эти понимания «беззакония» переплетены между собой, ведь жизнь по заповедям невозможна без любви к Богу, а любовь к Богу немыслима без своего непосредственного проявления — любви к ближним.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
18.06.2025среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ