Как усилить и преумножить в себе веру в Бога? Существуют ли для этого какие-то способы, доступные человеку вне стен храма? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й и 7-й глав Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
09 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
Слова, которые Господь произносит в только что прозвучавшем отрывке, могут вызвать недоумение и даже возмущение. Как же это не заботиться о завтрашнем дне? Ведь нам необходимо ухаживать за собой, за своим телом, необходимо есть, пить, у нас может быть семья, дети, у нас на попечении могут быть родственники или пожилые родители. В конце концов, у нас есть планы, работа, обязанности и ответственность перед обществом. И что же, перестать об этом думать?
На самом же деле, греческое слово, которое стоит в оригинале Евангелия и которое на русский язык переведено как «не заботьтесь», можно перевести как «не становитесь озабоченными», «не теряйте покой». Или более категорично — «не становитесь одержимыми». Речь идёт о состоянии, когда мы чрезмерно эмоционально вовлекаемся в свои представления и планы о том, как должна развиваться наша жизнь или жизнь наших близких. Мы хотим, чтобы всё складывалось только так, как мы это себе нарисовали в своей голове. «Или так, или никак», — словно говорим мы себе.
А потому, когда что-то идёт не по нашему сценарию, у нас случается паника, для нас это катастрофа. У нас или опускаются руки, мы впадаем уныние и теряем интерес к жизни. Или, напротив, становимся агрессивными и злыми. Пытаясь продавить своё видение, мы идём на таран и наносим ущерб окружающим. Психологи назвали бы это состояние ума «тоннельным мышлением». Ведь мы будто ничего не видим вокруг, словно находимся в тёмном тоннеле. Этот духовный недуг довольно распространён. И причина его одна — недоверие Богу. Причём мы не просто боимся препоручить Ему нашу жизнь, мы даже не умеем это делать.
Поэтому сегодня Господь предлагает очень простой, но эффективный рецепт, как можно справляться с этой болезнью. Он призывает нас не думать о завтра, но учиться жить только сегодня. Для этого всё своё внимание нам необходимо сосредоточить на поиске Царства Небесного. О чём же речь? С самого утра и до вечера я должен задавать себе один простой вопрос: как в этой ситуации я могу исполнить Евангелие Христово? То есть как я могу ради Христа послужить тем людям, которые меня окружают? Не обидеть их, не раздосадовать, не оскорбить, но проявить к ним милость и любовь.
При этом попутно я могу планировать и устраивать и свою бытовую жизнь. Одно другому не мешает. Однако эти бытовые заботы не должны становиться моим приоритетом. Если я воплощаю подобную стратегию в своей жизни последовательно и методично, начинают происходить удивительные вещи. Я вдруг обнаруживаю, что те проблемы, которые ещё вчера казались мне неразрешимыми, оказываются не такими уж и страшными. Мне начинают открываться те двери, которые раньше были наглухо заперты. Это Господь выполняет Свою часть обязательств. Я воплощаю в жизнь Его Евангелие, а Он устраивает мою жизнь. Нет, Он не исполняет все мои желания. Но Он точно закрывает мои потребности, чтобы дальше я мог ещё эффективней служить Ему и Его детям.
Это и есть самый простой и быстрый способ приумножить свою веру. Ведь подлинная вера, это не только признание того факта, что Бог есть. Подлинная вера — это умение отпустить ситуацию, доверить Творцу себя и своих близких, перенаправить всё своё внимание на служение людям и при этом не знать, откуда именно и как к нам придёт следующий кусок хлеба. Наше нутро бунтует против этого. Ведь здесь нет стабильности, здесь всё непредсказуемо. Однако лишь тот, кто рискнул пойти этим путём, со временем ощущает, как удивительно преображается его жизнь. Насколько она становится наполненной и насыщенной. Так крепнет связь с Небесным Отцом, Который дарит наш душам подлинные мир и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Мы — христиане — верим в Единого Бога, мы верим, что Он — Творец всего видимого и невидимого, Он безначален, Он — совокупность всех совершенств, и никаких иных богов, кроме Него, нет и быть не может. Язычники мыслят иначе, в их картине мира богов много, и боги, как правило, обладают теми же нравственными характеристиками, что и люди. Однако различие в представлении о Боге — это не единственное различие между христианами и язычниками, существенно отличается и отношение к Богу или же к богам. Отношение христиан к Богу проистекает из любви, отношение язычников к богам может быть описано формулой «я тебе — ты мне». Важно также и то, что христиане не планируют завершать свои отношения с Богом по окончании жизни тела, ну а у язычников все иначе, и мало какой языческий культ простирает своё действия за границу земной жизни. Однако христиане далеко не всегда оказываются способны быть на должной высоте общения с Богом, и нас все время подстерегает соблазн подмены отношений любви с Богом отношениями деловых партнёров по образцу язычников. Об этом соблазне предупреждал Сам Христос, Его предупреждение содержится в 6-й и 7-й главах Евангелия от Матфея, отрывок из которых звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
09 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
Господь Иисус Христос призвал Своих учеников не заботиться ни о чем земном: ни о том, что есть, ни о том, что пить, ни о том, во что одеваться. Конечно, Он мог бы перечислять земные заботы значительно дольше, но Спаситель ограничил Свой перечень лишь тремя пунктами, и под ними стоит понимать вообще весь спектр житейских беспокойств человека, которые чаще всего и составляют содержательное наполнение обычной человеческой жизни. По слову Христа, сосредоточенность на решение задач житейского свойства — это характерная черта язычников, и тот христианин, который в своих отношениях с Богом думает лишь о земном комфорте, ничем не отличается от язычника, потому как такой христианин переносит отношение к языческим богам на отношение к Единому Истинному Богу. Бог, Которого мы почитаем, не нуждается в наших напоминаниях о наших нуждах, Он о них прекрасно осведомлён, и Он способен удовлетворить все наши потребности без какого-либо специального обращения к Нему.
Но если Бог знает о наших нуждах, то почему Он не спешит дать нам все необходимое для жизни и дать это с избытком? Ответ содержится в только что прозвучавшем евангельском отрывке: мы должны искать «Царства Божия и правды Его», то есть мы должны стремиться к богообщению, ведь именно в нем заключена истинная жизнь человека, равно как и наше истинное предназначение, а для того, чтобы мы, порабощённые поражённой грехом плотью, не забывали о Боге, Бог вынужден напоминать нам о нашей ограниченности через самые различные неприятные жизненные ситуации. Спастись же от такого рода ситуаций можно только одним способом: непрестанным памятованием о Боге и стремлением к Нему не как к источнику житейских благ, а как к Личности, то есть стремлением к Нему ради Него Самого. Научиться так жить очень непросто, и абсолютному большинству людей не хватает для этого и всех отпущенных им Богом лет жизни, а происходит так, судя по всему, по той лишь причине, что люди не хотят откликаться на призыв Божий и не молятся о том, чтобы Господь помог им всем сердцем желать исполнения воли Божией на земле так, как она исполняется на Небе. Если же в нас будет должное стремление, подкреплённое молитвой, то мы сможем приблизиться к блаженству Царства Небесного подобно тому, как к нему приблизились все угодившие Богу святые.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий