Мешает ли наше тело настоящей духовной жизни? И стоит ли всячески подавлять в себе всякие проявления телесности? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 24-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о том, как Господь явился Своим ученикам впервые после воскресения. Апостолы испугались. Им показалось, что они видят призрака. Именно поэтому Спаситель указывает им на Свои руки и ноги. Они всё ещё носят на себе следы ран от гвоздей. Он призывает учеников прикоснуться к Нему. Кроме того, Он просит их дать ему поесть. И ест перед ними рыбу и мёд.
Так Спаситель доказывает апостолом реальность Своего воскресения. Его тело — это то же самое тело, которое страдало, которое истязали мучители, которое было повешено на крест, которое умерло и было положено в гробницу. Но в то же самое время оно стало другим. Оно преобразилось. Оно стало светоносным. Лёгким. Через него явным образом проступало Божество Спасителя. И, наконец, в этом же теле Христос возносится на небо, к Отцу.
Можно бесконечно ломать голову над тем, что стало с телом Спасителя. Учитывая то, что мир Божественный — это мир нематериальный, то, где оно находится сейчас? В каком состоянии? И на протяжении истории христианства были те, кто задавал такие вопросы. Как вы понимаете, вразумительных ответов никто так и не дал. А потому намного полезнее будет подумать о другом.
Оказывается, Небесное Царство это не только про мир бесплотных духов. Это и про телесность. Это и про чувства, и про эмоции. Всё то, на что мы порой склонны не обращать внимания. Чем готовы пренебрегать, потому что считаем это недостойным настоящей духовной жизни. Нам кажется, что человек истинно верующий должен быть подобен бесплотному ангелу. А потому мы часто корим себя не только за грехи, но и называем грехами то, что ими на самом деле не является.
И ещё одно. Только представьте, в Небесное Царство Господь вознёсся с плотью, которая была изъязвлена нашим человеческим грехом. Мы нанесли Ему эти раны. Наши страхи, наши предрассудки, наше невежество и злоба. Но Он не отбросил это как ненужную оболочку. Он бережно это сохранил и взял с Собой. Как великую ценность. Он сделал это Своим навеки. Отныне телесность Христова словно включена в Тайну Святой Троицы. Очевидно, что именно в таком виде событие вознесения стало важным условием сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы.
А потому праздник Вознесения, который сегодня отмечает Православная Церковь, важен не только как день воспоминания знаменательного события, которым заканчивается Евангелие. Это своеобразное напоминание о том, как мы должны относиться к собственному телу. Если во главу угла своей жизни мы ставим поиск и исполнение воли Творца, то не только наш ум, но и наше тело во всех своих проявлениях становится тем приёмником, который сигнализирует, в каком направлении нам необходимо двигаться. Наши чувства и эмоции оказываются инструментом, подобным компасу. Они предупреждают об опасности. Более того, если во главу угла мы ставим непрестанное следование заповедям Спасителя, даже те греховные раны, которые мы получили в прошлом, и память о которых хранит наша телесность, становятся бесценным опытом, который не позволяет нам вернуться к прошлой жизни, но побуждает двигаться вперёд по пути спасения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Знаком ли вам, дорогие друзья, термин «сенсорная депривация»? Возможно, хотя бы иногда вы слышали о том, насколько губительным и разрушительным для человека оказывается лишение его физического, телесного контакта с другими людьми. Прикосновение, рукопожатие, объятия и другие формы контакта — всё это очень важное условие здорового функционирования человеческой психики.
Отрывок из 24-й главы Евангелия от Луки — а это, собственно, и есть последние строки этого Евангелия — который читается сегодня в храмах за богослужением — помогает нам увидеть проблему сенсорной депривации в новом ракурсе.
Представляете, насколько сильным было изумление учеников от встречи с Воскресшим Учителем, что Он для подтверждения реальности Своего Воскресения предложил два абсолютно убедительных теста: прикосновение к Его Телу и вкушение пищи. И, действительно, когда мы находимся в сильнейшем шоке от какой-то неожиданной встречи — нам очень хочется ощупать, ощутить другого, «просканировать» его реальность — дабы не обознаться, не обмануться внешней схожестью.
К сожалению, современная цифровая культура, втягивающая в себя всё больше и больше сфер нашей жизни, фактически исключает физический, тактильный контакт между людьми. Наш мозг снова и снова подменяет образ реального, живого человека — в котором есть место в том числе и сенсорному впечатлению — другим образом, который может быть превращён в цифру и передан на любое расстояние. Я очень хорошо помню, как после окончания карантина эпохи пандемии люди буквально бросались друг другу в объятия — когда снова можно было встречаться и общаться офф-лайн, вживую.
Почему я акцентирую внимание именно на важности тактильности? Да потому, что мы — это не только наш ум и глаза. А, ну да, и ещё пальцы для управления интерфейсами. Человек — это всё целиком, включая все органы тела, и с реальностью мы прежде всего соприкасаемся физически, всем телом, а не только узким сегментом зрения и слуха. Вот почему так важно — особенно родителям — не скупиться на тактильность по отношению к близким и детям, щедро дарить возможность физического прикосновения как подтверждения того, что другой для нас — не чужой, не враг, не отвратителен! И то, как Воскресший Христос Спаситель призывает «осязать» Себя — и через это окончательно убедиться в победе над смертью — да будет нам добрым примером и вдохновением!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий