Почему человек порой теряет себя в этой жизни? Почему порой жить становится так тошно? Один из ответов на этот вопрос может подсказать тот отрывок из 12-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Не все иудейские начальники были против Иисуса Христа. Сегодня Евангелие рассказывает нам о том, что многие из них уверовали в Спасителя. Однако они боялись, что влиятельные фарисеи начнут строить им козни, вплоть до того, что их отлучат от синагоги. И опасения были небезосновательны. Партия фарисеев была одной из самых сильных среди других религиозных фракций. А отлучение от синагоги в те времена — было приговором похуже смертного.
Поэтому многие чиновники были тайными учениками Христа. Казалось бы, ситуация довольно похожа на ту, которая не раз складывалась в истории христианства в эпоху гонений. Верующих преследуют, и они вынуждены скрывать свою веру. Однако Господь знает сердца людей. И Он говорит, что здесь были совсем иные мотивы. Те, о ком говорится сегодня, молчали о своей вере, потому что «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию». Другими словами, они угодничали перед окружающими, от которых зависла их жизнь.
Когда речь идет о человекоугодничестве, сразу представляется шакал Табаки из истории о Маугли. Ехидный, подлый и лживый пёс, который везде волочился за Шерханом, подхалимничал и лебезил перед ним. Или более реалистичный персонаж — Молчалин из «Горе от ума» Грибоедова. Цель жизни которого, по его же собственным словам, «угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведётся жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была».
Очевидно, что это литературный гротеск, то есть преувеличение. В реальности мы действуем более виртуозно. Мы довольно преуспели в искусстве не выглядеть человеком, который заискивает и поддакивает. А потому даже не задумываемся, что именно человекоугодие подталкивает нас к тому, чтобы предусмотрительно промолчать, когда сердце требует совершенно иного — ответить прямо и открыто, чтобы сохранить репутацию человека или свидетельствовать о своей вере. Нередко мы подавляем в себе этот голос. Нам важно, чтобы мы входили в круг рукопожатых. Чтобы нас принимали. А для этого необходимо балансировать и приспосабливаться. Для этого необходимо улавливать, что понравится людям, а что нет.
Понятно, что в некоторых случаях такая игра нужна и просто необходима. Почему-то сразу вспоминается Штирлиц. Вот уж кому приходилось скрывать свои убеждения. Но, очевидно, не из человекоугодия. Цели у него были иные. А наши игры обычно бесцельны. В их основе страх быть отвергнутым. Этот страх и доводит нас до того, что мы теряем себя. Тот голос, который исходит изнутри нас, замолкает. Связь с Богом пропадает. И нам становится тошно жить.
Евангельский закон любви призывает нас к искренности и прямодушию. Именно прислушавшись к голосу своего сердца, двое из начальников иудейских, о которых сегодня говорил Христос, набрались мужества и объявили себя учениками Христа в самое неподходящее время. Иосиф Аримафейский и Никодим пошли к Пилату и попросили тело Своего Учителя. Несмотря на смертельный риск. Нас никто не просит так рисковать. Нам достаточно почаще задавать себе вопрос: почему я говорю людям то, что говорю? Почему порой о чём-то умалчиваю? Как это соотносится с Евангелием Христовым? Честный ответ и поступки вопреки своим страхам и делают нас с вами сынами света и участниками Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Слышали ли вы, дорогие друзья, что такое «солнечный парус»? Да, да, речь именно о том самом парусе, о котором так много писали разные фантасты — о парусе, абсолютно невозможном с точки зрения ньютоновской физики, — ведь у фотона нет массы! — но при этом — как это хорошо известно сегодня любому астрофизику — вполне реальном на практике!
Как связан «солнечный парус» и отрывок из 12-й главы Евангелия от Иоанна, который мы сегодня слышим в православных храмах за богослужением, мы поговорим после того, как послушаем чтение.
В Евангелии Христос говорит о Себе как о Свете — имея который, человек никогда не будет находиться во тьме. Но вот вопрос: в каждом из нас есть и тьма, и свет — как же разобраться, что есть что? Ведь тьма только и делает, что притворяется «светом» — грех всегда прикрывается личиной добра, пока его не совершили? Я неспроста завёл речь в самом начале программы о «солнечном парусе» — который вроде как бы и невозможен, а в то же самое время — реально существует: если у нас в душе есть это «давление света» — то проблема с различением света от тьмы была бы решаема гораздо проще: у тьмы-то нет никакого «давления» — ни по фотону, ни по Эйнштейну! Чёрная дыра — и в этом она очень похожа на грех — способна лишь «затянуть» человека внутрь себя и поглотить целиком — стоит лишь перейти определённую границу; а вот свет, напротив, где бы он ни был — может «надуть» солнечный парус, которым можно свободно управлять!
Да, действительно, есть «давление света» в человеческой душе — особенно сильно оно ощущается, когда наше Эго решительно сопротивляется вере, открытости навстречу Богу! Грех словно бы пытается «упаковать», утрамбовать этот свет, «закапсулировать» его — а свет всё равно находит самую малейшую трещинку — и снова начинает будоражить совесть, беспокоить, досаждать! Вот это и есть то самое «давление света», которое важно не пропустить — а, напротив, ощутив, распахнуться ему навстречу — и позволить высвечивать, выстраивать, настраивать всё в нашем внутреннем мире!
Кстати, у нас ведь есть одна очень обнадёживающая новость: в 2010-м году космический корабль на солнечном парусе достиг Венеры. Этот корабль стал первым в истории космическим парусником, продемонстрировавшим возможность межпланетного путешествия при помощи солнечного света.
Так что, если корабли на «солнечных парусах» уже бороздят космические просторы — значит, и в нашей душе «солнечный парус» совести может стать очень и очень эффективным!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий