Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории праотца Авраама было много испытаний, самое известное из которых — повеление Бога принести в жертву Исаака. Немало испытаний пережили и потомки Авраама во время странствования по пустыни на пути из Египта в Землю Обетованную. И в случае с Авраамом, и в случае с его потомками испытания не были стечением обстоятельств, за испытаниями всякий раз стоял Бог, Который хотел, чтобы люди научились доверять своему Творцу и Промыслителю. В Евангелии мы видим нечто подобное: Христос делал всё ради того, чтобы ученики поверили в Него. Один из евангельских рассказов такого рода звучит сегодня во время литургии в православных храмах, он взят из 6-й главы Евангелия от Иоанна. Давайте его послушаем.
Согласно Евангелию от Иоанна, апостол Филипп был одним из первых учеников Христовых, и именно на него в только что прозвучавшем евангельском отрывке было направлено воспитательное действие Спасителя: Господь, увидев множество пришедших к Нему людей, задал вопрос Филиппу относительно пищи для собравшихся. Апостол не смог ответить ничего вразумительного, он лишь сообщил о количестве наличных средств, которых явным образом не хватало для покупки необходимого количества продовольствия. Апостол Иоанн Богослов сделал авторское замечание, он сообщил, что вопрос Христа Филиппу был ничем иным, как испытанием.
Дальнейшее евангельское повествование показывает нам, чему именно должен был научиться апостол Филипп, а вместе с ним и все читатели Евангелия: Христос — Бог, следовательно, Он способен к творческому зиждительному действию, малое количество пищи для Него не является препятствием для того, чтобы накормить людей.
Было крайне важно, чтобы апостолы это поняли. Как мы знаем из Евангелия, умножение хлебов — это далеко не единственное чудо, которое указывало на божественное достоинство Иисуса из Назарета. Собственно, Его общественное служение началось с очень похожего знамения — с чуда превращения воды в вино. Апостолы всё это видели, однако в полной мере осознать, что перед ними Единородный Сын Божий они смогли лишь после Христова Воскресения. Опыт апостолов показывает, что наша вера чрезвычайно динамична, и Бог вынужден непрестанно нас испытывать, или, иначе, учить. Учить вере, учить доверию, учить умению видеть действия Божии в мире и стремиться к исполнению Его воли. На краткий миг мы усваиваем эту науку, но через какое-то время мы вновь становимся рабами законов физического мира, однако Бог нас не оставляет, в конечном же итоге мы должны прийти к тому, к чему пришли и апостолы, — к той вере, которая уже не нуждается ни в испытаниях, ни в научении.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееДорогие радиослушатели, Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многим сегодня известна китайская фраза: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Действительно, когда в мире происходят глобальные изменения, простой человек убеждается в том, что от него ничего не зависит и он ни на что не может повлиять... Но правильное ли это ощущение? Действительно ли это так? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Во множестве Евангельских историй есть герои, которых мы практически не замечаем. Слуги, воины, рабы, дети, прохожие и все те, кто остаются безымянными, как будто бы на мгновение появившись на страницах Библии. Нечто похожее можно сказать об одном из героев сегодняшнего чтения. Оно начинается с того, что Христос видит множество людей, которые к Нему идут, и спрашивает у апостолов, где бы можно было купить для них еды. Денег, судя по словам Филиппа, у апостолов немного. Но тут Андрей находит мальчика, у которого есть пять хлебов и две рыбки. Спаситель благословляет их и раздаёт ученикам, для того чтобы те могли раздать желающим поесть. Обычно мы акцентируем внимание на Спасителе. Он проявил заботу и сострадание... или на апостолах, которые были растеряны и пытались понять, как им действовать. Но довольно редко мы вспоминаем о мальчике, который захватил с собой пять ячменных хлебцев и две сушеные рыбки, не так уж и много. Очевидно, что мальчик сам не рассчитывал никого накормить, у него просто было с собой немного еды и он не стал скрывать её от апостолов. В Ветхом Завете, когда иудеи в пустыне нуждались в пище, Бог послал им манну небесную. Он сделал это Сам и людям оставалось только собирать её и есть. В Новом Завете Спаситель совершает чудо, но в качестве Его соработника мы видим мальчика, весь героизм которого был в честности и готовности делиться, несмотря ни на что.
Конечно, кто-нибудь скажет, что, если у маленького мальчика нашлась еда, у других в котомках должно было быть ещё больше. Но судя по реакции народа — совершённое Спасителем именно чудо. Чудо, ставшее возможным благодаря честности и щедрости ребёнка. Не богатого купца, закрома которого полны хлеба, не благочестивого раввина, который полон веры... Нет. Простого ребёнка, на которого мы даже не обращаем внимания. «Вот здесь у мальчика есть немного» — это всё, что мы о нём слышим. И его честности, и щедрости оказывается достаточно.
Когда мы смотрим на сложные обстоятельства, с которыми встречаемся на жизненном пути, мы часто думаем, что от нас ничего не зависит, ресурсов у нас мало и возможностей на что-то повлиять тоже. Мы люди маленькие, что мы можем? В такие моменты нам стоит вспоминать этого евангельского мальчика, участия которого хватило, чтобы насытить тысячи.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист