Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Не открою никакого секрета, если скажу, что в последнее время интерес к различным видам эзотерики, гаданиям, магическим прогнозам существенно увеличился. Но Церковь как стояла на своём — так и продолжает однозначно говорить: даже близко не подходите к этому всему! С чем связана такая категоричность Церкви, нам поможет понять отрывок из 5-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Конечно же, вы удивились: казалось бы, нет никакой связи между озвученным выше интересом к эзотерике и евангельским рассказом об исцелении больного у Овечьей купели. Но — это только на первый взгляд.
Если внимательнее всмотреться в то, что именно произошло, несложно заметить: Иисус в корне меняет сам подход к решению той или иной проблемы в жизни человека. До Его появления люди ощущали себя в полной зависимости от некой духовной силы — внешней по отношению к ним: кто смог первым оказаться в купели во время «возмущения» воды в ней — тот и исцелялся. Другими словами, решение вопроса было извне — и от человека требовалось лишь успеть пробраться первым.
Ровно та же самая модель мышления свойственна тем людям, которые жаждут «заглянуть» в будущее или узнать влияние тех или иных космических сил на свою жизнь, или узнать предсказание о правильном выборе. Тем самым они заявляют, что их жизнь целиком обусловлена определёнными внешними факторами — к которым единственно что только и можно, правильно приспособиться, тоже — как и у купели — постараться «пробраться первым».
Что же меняется с приходом Христа? Всё! В ответ на вопрос Иисуса, хочет ли он стать здоровым, больной отвечает из своего представления: да, конечно же хочу, но — кто ж меня донесёт до купели в нужным момент! И вот здесь происходит ключевой разворот: Спаситель не предлагает ему «услугу» помочь добраться до купели, но всего лишь произносит фразу: встань, возьми своё ложе и ступай.
Что же здесь «разворотного», спросите вы? Самое главное: человек веры, имея рядом Сына Божия, общаясь с Ним, обращаясь к Нему — уже вообще не обусловлен никакими внешними обстоятельствами: хоть «возмущением воды» в купели, хоть движением небесных сфер, хоть отголосками грехов своих предков, хоть — да это перечисление можно продолжать ещё очень и очень долго — любыми внеположенными по отношению к самому человеку факторами.
Есть только одно, что действительно имеет значение: вера как особая тональность души, способность и готовность быть сонастроенными воле Божией, слушать и слышать Его голос. И если такой настрой действительно есть — никакая эзотерическая шелуха, какой бы соблазнительной она ни казалась — вообще будет неинтересна: ведь когда за нас Сам Бог — всё остальное уже не столь важно!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Священное Писание содержит в себе упоминание самых разных людей, и далеко не все персонажи Библии были праведными, не все они были и людьми приятными. Однако у Бога, как известно, нет лицеприятия (см. Рим. 2:11), и Бог делает всё для спасения каждого человека, вне зависимости от того, кажется ли людям тот или иной человек симпатичным и достойным блаженной вечности. Об одном довольно странном человеке, на которого тем не менее обратил внимание Христос, рассказывает 5-я глава Евангелия от Иоанна. Отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время божественной литургии. Давайте послушаем его.
Нам не дано знать, почему из всего множества страдальцев, ожидающих схождения ангела на воду иерусалимской купальни, Христос обратил Своё внимание именно на того паралитика, историю которого мы только что услышали. Вообще, этот отрывок — единственный евангельский рассказ такого рода, все прочие исцеления происходили иначе: люди либо сами обращались к Спасителю за помощью, либо кто-то о них ходатайствовал, у нас нет иных свидетельств избрания Христом того, кому Он намерен оказать милость.
Возможно, что этого евангельского паралитика от всех других собравшихся в тот день и в том месте людей отличало одиночество, о котором он сам и упомянул в ответ на вопрос Спасителя о желании обрести здоровье. Конечно, слова об отсутствии того, кто мог бы помочь, звучат предельно печально, они своего рода средоточие боли всеми покинутого человека. Впрочем, к этим словам больного есть вопрос: а как он, будучи парализованным, оказался у Овчей купели? Скорее всего, всё же были какие-то люди, которые за ним ухаживали и ему помогали, однако у этой помощи, судя по всему, были свои пределы, и те, кто помогал больному, не были готовы бороться за возможность окунуть его первым в купальню после схождения в неё ангела Господня. Наверняка, у них были и какие-то свои дела, а может они просто не до конца верили в то, что омовение в купели способно исцелить больного. Как бы то ни было, этот человек был один, и Его избрал Спаситель.
Дальнейшее евангельское повествование показывает весьма странное поведение иудеев, которых мало беспокоило случившееся чудо, но которые не смогли пройти мимо нарушения одного из множества субботних запретов, не менее странно повёл себя и бывший паралитик: он решил воспользоваться дарованной ему Христом способностью ходить самым дурным из всех возможных способом — он пошёл к иудеям ради того, чтобы указать им на Спасителя как на человека, виновного в нарушении бывшим больным предписания о субботнем покое.
Конечно, Христос, будучи Воплощённым Богом, прекрасно знал о том, как поведёт себя бывший паралитик, Он знал, что этот человек не перестанет грешить, что он к своим прежним грехам добавит новые и более тяжёлые, но Господь исцелил его. Наверняка, у Овчей купели были и более достойные милости Божией страдальцы, но Спаситель избрал именно этого.
Избрание Богом того или иного человека — непостижимая для человеческого ума загадка. Мы можем лишь принимать это волеизъявление Бога, памятуя, что избранность накладывает гигантскую ответственность, к которой надлежит быть готовыми, ведь каждого из нас Бог избрал и сделал частью Своего святого народа — народа Нового Завета.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов