Бог — справедливый судия. Бог будет вершить суд над человеком. Бог осудит грешников и спасёт праведников. Эти выражения и те образы, которые с ними связаны, являются неотъемлемой частью картины мира всякого религиозного человека. Но как именно понимать всё это? Можно ли представить себе это страшное событие по аналогии с трибуналом, где Бог судья, дьявол прокурор, а человек подсудимый, от которого мало что зависит. Который просто заложник ситуации и вынужден подчиниться решению Небесного владыки? Свой ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 3-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Для того, чтобы лучше уяснить мысль прозвучавшего отрывка, представим себе мир компьютерных игр. Когда я был маленький, эта индустрия только развивалась. Помню в игре-бродилке, чтобы герой выполнил какое-то действие, нужно было вводить команду вручную, на клавиатуре. Например, набрать: «иди вперёд». Или: «открой дверь». И набор действий, которые мог совершить персонаж, был очень невелик. Очень простенькие сюжеты. Простенькая графика. Простенький интерфейс. Предсказуемый финал.
Сейчас всё радикально изменилось. Появились такие игры, которые в буквальном смысле имитируют реальность. Яркий пример — так называемые игры с открытым миром. В них нет линейного сюжета, которому необходимо следовать. Игрок может свободно исследовать игровую вселенную и достигать поставленных целей, как ему вздумается. В мире игры он сам творит свою реальность. Он может быть кровожадным, злым и дерзким. А может быть милосердным, добрым и заботливым. От его характера и поступков зависит то, какие персонажи ему будут встречаться, как они будут на него реагировать, какие события с ним будут происходить. Одним словом, игрок сам создает свою репутацию, а вместе с ней и сюжет своей судьбы.
То, что происходит с нами в этой жизни, очень похоже на игру с открытым миром. Мы — сами архитекторы окружающей нас реальности: и того, что происходит у нас внутри, и того, что нас окружает. Случайностей не бывает. Мы совершаем действия и эти действия определяют нашу репутацию, наш игровой рейтинг. Своими поступками мы притягиваем к себе тех или иных людей и те или иные ситуации. Мы сами формируем линию сюжета. Свободно. По сути, делаем, что хотим. Вот только и сами несём ответственность за свой выбор. Мы можем играть так, что мир будет открыт и отзывчив. А можем сами сделать его злым, агрессивным и враждебным.
Через призму этой метафоры можно взглянуть на тот суд, который всех нас ожидает, когда игра войдёт в свою заключительную фазу. Если я долго и упорно приучал своего персонажа выходить на улицу по ночам, набрасываться на прохожих из-за угла, юлить и лукавить, быть коварным и вероломным, почему он вдруг в итоге должен внезапно превратиться в благородного, светлого рыцаря и получить руку прекрасной дамы? Даже если я вдруг захочу в последний момент что-то изменить в герое, программа не позволит этого сделать. Тип финала определён теми сюжетами, которые я отыгрывал на протяжении всей игры. Я делал выбор, я совершал действия, они сформировали линию моей жизни и потому ответственность тоже моя. Злодеяние притянуло воздаяние, добро — милосердие и прощение.
В этом трагедия человека. Не столько Бог, сколько мы сами подписываем себе приговор. Евангелист Иоанн прямо говорит: «Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы». Бог показал нам истину. Он стал человеком, дал нам Своё Евангелие. Он утверждает, что это ключ к той игре, в которой мы все участвуем. Если будем придерживаться тех инструкций-заповедей, которые в нём содержатся, сюжет нашей игры будет оптимальным. Оптимальным для того, чтобы достичь поставленных целей и того финала, который нас не разочарует. Если не будем следовать, — наше право. Но и ответственность на нас. Всё, что нам остаётся в этой ситуации, — сделать выбор и начать создавать собственный мир или без Бога или с Его поддержкой и благословением.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееХристос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов.
Не помню, откуда эта зарисовка сохранилась в моей памяти — но она прекрасно иллюстрирует отрывок из 3-й главы Евангелия от Иоанна, который сегодня читается в храмах во время богослужения.
Приходят родители домой — и вдруг краем глаза замечают: что-то не так. Оглядываются внимательнее — а на иконы в красном углу наброшено... полотенце. «Ну, всё понятно! — с печальной улыбкой супруги смотрят друг на друга. Что-то наши детки решили натворить — а чтобы не так было стыдно, образа-то и завесили!..»
А теперь — послушаем Евангелие.
Даже малые дети понимают эту евангельскую логику: недолжное требует скрытости, неявности. Но речь здесь, конечно же, не только о физическом свете. Божий Свет — это прежде всего свет Его Святости, Его правды, Его истины и чистоты: именно в лучах этого Света каждый из нас и «про-является» тем или иным образом.
Поясню на примере. Я очень хорошо помню, как мы в детстве сами печатали фотографии, закрывшись в ванной с фонарём красного света, фотоувеличителем и кюветами с фиксажем и проявителем. Сначала на белую фотобумагу проецируешь с плёнки изображение — несколько секунд. Потом переносишь в кювет с проявителем — и тут начинается волшебство: медленно появляется изображение, ради которого всё и затевалось.
Позволю себе продолжить эту аналогию. Если в момент работы фотоувеличителя кто-то распахнёт дверь и в комнату попадёт солнечный свет — вся работа насмарку: всё будет засвечено. Потому что фотография — это буквально «светопись» — процесс разделения светлого от тёмного. Если всё тёмное или всё светлое — это уже не фотография.
В нашей жизни тоже бывают ситуации, когда «светочувствительная плёнка» нашей души оказывается настолько «засвеченной», что на ней ничего разобрать невозможно. Как правило, это состояние страсти — любой: хоть ярости, хоть блуда, хоть гордыни или какой иной. У нас словно перед внутренним взором вспыхивает чей-то яркий прожектор, тотчас ослепляющий нас. И мы несёмся, не разбирая дороги. А если быть ещё более точным, у каждого перед носом висит разноцветная, но очень яркая гирлянда из целого набора страстей, страстишек, страхов, дурных привычек — и всё это бьёт в глаза, слепит нас. Нет, что-то, конечно же, мы всё же видим — но ни далеко не посмотреть, ни внимательно не разобрать в этом мешающем, паразитарном свете.
Слова Христа о Себе как о Свете Жизни напоминают мне именно свет фотоувеличителя, а не «прожектор страсти», бьющий в глаза. Чтобы Христов Свет начал своё таинство «светописи души», все остальные источники света должны погаснуть. Так же, как звёзды мы начинаем различать только за городом, вне электрической засветки — также и самих себя распознаём в Свете Христовом только когда страсти прекращают свою «доминирующую засветку».
Вот именно этого и хочется всем нам пожелать в эти прекрасные Пасхальные дни: научиться отличать свет Христов от всех других источников света — чтобы суметь двигаться по жизни не ослеплёнными, а именно просвещёнными!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий