Может ли один эпизод Священного Писания иметь несколько отличных друг от друга смыслов, которые в то же самое время друг другу не противоречат? Такие случаи встречаются. Яркий пример находим в отрывке из 1-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Отрывок, который только что прозвучал, состоит из двух эпизодов. В первом апостолы находят Иисуса Христа в пустынном месте, куда Он удалился для молитвы. Они сообщают Ему, что Его ищут люди. Речь идёт о жителях Капернаума, где Господь накануне совершил множество чудес. Однако Христос говорит апостолам, что сейчас Он не вернётся в Капернаум. Потому что Его задача проповедовать всем жителям Палестины. И далее мы узнаём, что Спаситель идёт в ближайшие селения и проповедует по всей Галилейской области. Во втором эпизоде мы видим прокажённого, который просит у Господа исцелить его. Спаситель проявляет милость и дарУет этому человеку здравие. Однако предупреждает, чтобы он никому об этом не говорил.
Возникает противоречивая ситуация. С одной стороны, Господь Сам настаивает на том, что Его слово должно звучать по всей земле. С другой, Он Сам же этому препятствует. Ведь человек, который получил исцеление от смертельной болезни, — это очевидный знак того, что все слова Христа истинны. Толкователи предлагают разные объяснения этого места. Эти объяснения не противоречат друг другу, но раскрывают смысловое богатство Писания во всей его полноте.
С одной стороны, Господь хотел избежать человеческой славы. Он не хотел, чтобы о Нём сложилась репутация чудотворца. Ведь чудо в каком-то смысле обязывает верить тому, кто его совершил. Говоря иначе, оно лишает нас выбора. С ним сложно спорить. А Христу было необходимо свободное расположение сердца слушателей. И Его главным орудием было слово. Причём зачастую слово, сказанное в форме притчи. То есть слово, которое не даёт ответ, а, скорее, ставит вопрос. Оно заставляет задуматься, порассуждать. И принять решение согласно своему внутреннему настроению. Поэтому молва об исцелениях могла быть препятствием служению Христа.
С другой стороны, здесь можно видеть пример скромности в добродетели. Господь действует по тому же принципу, которому учит Своих учеников: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас... Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Наконец, можно это понять и таким образом, что Христос заботится о самом больном. Ведь Господь даёт ему благодать, которая воздействует не только на его тело, но и на его душу. И сейчас на эмоциях он может расплескать эту живительную влагу. Тогда физическое здоровье не принесёт ему никакой пользы. Спаситель призывает прокажённого побыть в тишине, в сосредоточенности и молитве. Чтобы чудесный дар, который он получил, прижился не только в его теле, но и сердце. А потому весьма неслучайно прозвучавший отрывок начинается с рассказа о молитве, которую Христос совершает в уединённом месте. Этим же призывом к внутренней тишине сегодняшнее евангельское чтение и заканчивается.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Многочисленные евангельские рассказы о формальном нарушении Христом субботнего покоя, да и сам постепенно разрастающийся конфликт с иудейской религиозной знатью как будто бы подталкивают нас к тому, чтобы начать считать Спасителя возмутителем общественного спокойствия, этаким революционером, который пришёл развенчать многовековые заблуждения еврейского народа. Если же мы будем внимательнее к тексту Евангелия, то мы увидим, что это не так, Он не был нарушителем спокойствия, не был Он и тем, кто ставил своей целью борьбу с заблуждениями. Христос не нарушал установленных законов, как религиозных, так и гражданских, Он их исполнял, и именно это исполнение, основанное на всецелом послушании Богу-Отцу, привело Его сначала к Распятию, а потом и к Воскресению. Об исполнении Спасителем закона Ветхого Завета мы можем прочитать, к примеру, в 1-й главе Евангелия от Марка. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
В прозвучавшей сейчас евангельской истории нет и намёка на какой-либо конфликт. Всё в высшей степени благостно: апостол Марк рассказал о Христовой проповеди, плавно перейдя к истории исцеления прокажённого человека. Это, как мы знаем, не единственная евангельская история исцеления прокажённых, есть и другая, более известная, в ней говорится об очищении сразу десяти больных без какого-либо физического контакта с ними. Здесь же всё произошло несколько иначе: Спаситель прикоснулся к прокажённому, и с формальной точки зрения такое прикосновение было нарушением закона Моисея, ведь прокажённые считались ритуально нечистыми, и прикосновение к ним делало таким же и того, кто осмелился бы дотронуться до больного человека. Однако Христос, имея возможность исцелить одним лишь Своим словом, по какой-то причине коснулся рукой прокажённого, и в этом можно усмотреть некоторое пренебрежение к закону, тем более что после этого прикосновения Сам Спаситель не отправился к священникам, не засвидетельствовал Свою свободу от болезни и не принёс положенную за очищение от прикосновения к нечистому жертву.
Конечно, христианская традиция предлагает нам объяснение такого действия Христа, к примеру, блаженный Феофилакт дал такой комментарий: «Спаситель, желая показать, что нет ничего по природе нечистого, что требования Закона должны упраздниться и что они имеют силу только над людьми, прикасается к прокажённому». При всём уважении к мнению авторитетного толкователя нельзя не заметить некоторую непоследовательность: если Спаситель хотел показать, что «требования Закона должны упраздниться», то почему же после исцеления Он отправил бывшего прокажённого к священнику с напоминанием о необходимости принесения жертвы за очищение? Ведь и это — тоже требование закона, и оно, как мы знаем, упразднилось.
Кажется, что ответ нам стоит искать несколько в иной плоскости. У нас нет причин утверждать, что Господь отрицал какие-то повеления закона, а с какими-то соглашался. Да, действительно, ритуальные предписания закона Ветхого Завета утратили свою силу и актуальность, но иначе обстоит дело с законом как таковым. Христос, по Его собственным словам, пришёл не нарушить закон, а исполнить (см. Мф. 5:17). Закон же имеет деление на временное и вечное, временное в законе Моисея должно было уйти, и оно ушло, а вечное потому и вечное, что отмене не подлежит, заключается оно в любви к Богу и к человеку как первой и высшей заповеди. Иногда для проявления любви достаточно слова, а иногда нужно и нечто большее, к примеру, прикосновение. Спаситель никогда не действовал по единому для всех схожих случаев шаблону, Он всегда смотрел на человека и поступал так, как того требует состояние обращавшихся к Нему людей. Можно предположить, что состояние именно этого прокажённого было таким, что он нуждался не только в исцеляющем слове Воплощённого Бога, но и в Его прикосновении, и Спаситель, следуя закону любви, дал страдальцу то, что ему было так необходимо.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий