Страшный суд — событие, которое, согласно христианскому вероучению, состоится во время Второго пришествия Иисуса Христа. Но почему этот суд называют страшным? И есть ли какой-то способ избежать этой угрозы? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 25-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Я давно не был в тех местах, где родился и вырос. Детство и юность, как в тумане. Если и остались какие-то воспоминания, то они больше похожи на чёрно-белые фотографии. Тени, которые даже эмоций каких-то особых не вызывают. За давностью лет особо не тревожат даже неприятные события. Если они и приходят на память, то просто отмахнёшься, поблагодаришь Бога, что отвёл, и на этом всё. Поэтому всегда думал, что перерос, пережил, простил и отпустил, в конце концов. Ведь на душе спокойно.
Но тут выпала оказия и удалось съездить на малую родину. Походить по улицам, посетить знакомые места, даже встретиться с людьми, имена которых уже успел позабыть. Эффект от поездки был такой, словно прокатился на экстремальном аттракционе. От внутренних переживаний захватило дух. Чем больше я погружался в атмосферу города, тем настырнее давно забытые образы заполняли душу. А вместе с ними проснулись чувства и эмоции. Целая буря. Много вспомнилось смешного, забавного, радостного, тёплого. Но вместе с этим полезли и боль, обиды, страхи, неприязнь. Оказалось, ничто не умерло. Ничто не исчезло. И ещё вопрос, когда я принял переживания ближе к сердцу, тогда или сейчас.
В такие моменты понимаешь, что для нас, людей, время и пространство — это один из подарков Бога. Один из способов уберечь нас от последствий греха, которые терзают нашу душу и вносят в неё смуту. Но здесь есть и своя опасность. Бывает, живёшь свою жизнь и кажется тебе, что человек, вещь, или какая-то ситуация давно потеряли над тобою власть. Но столкнёшься лицом к лицу — и оказывается, что это самообман. Просто ты давно потерял это из виду. А потому и думал, что больше нет боли, нет ревности, нет обиды. Что исчезли злость, уныние, зависть. Но оказалось, что это иллюзия, ведь душа не забывала и сердце хранило.
Страшный суд потому и страшный, что свет Истины высветит всё наше существо. Словно рентген. Не только то, что мы осознаём, но и то, что мы давно забыли и спрятали в самой глубине. Мы будем, как на ладони. И весь тот эмоциональный, интеллектуальный и духовный багаж, который мы за жизнь накопили, встанет перед нами лицом к лицу. И главный вопрос, — а что мы увидим перед собой? Не повиснет ли это тяжким грузом на нашей совести?
Поэтому и даёт Господь сегодня рецепт, как изжить из своей души то бремя, которое все мы без исключения несём. Просто в силу того, что со всеми нами хотя бы однажды поступили несправедливо. И нередко мы продолжаем носить эту боль в своём сердце. В нас продолжают жить претензии к людям, миру и даже к Богу. Поэтому и говорит Господь: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье». Поступай с окружающими людьми так, будто не было в твоей жизни несправедливостей. Служи им. Прощай их. Помогай им. И тяжесть даже самой скрытой и глубокой боли покинет тебя навсегда. Так действует благодать. Уже здесь и сейчас жить станет легче. Уже здесь и сейчас ты ощутишь, как в тебе совершается сила и слава Небесного Царства. И Страшный суд перестаёт тебя страшить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Бог, как мы знаем, всемогущ и всесилен, Он благ и милосерден, Он способен помочь человеку бесконечным количеством способов, Он может воздействовать на стихию и спасать тогда, когда спасение невозможно в силу совокупности естественных природных причин, так Бог поступил во время бури на Галилейском озере, так Бог спас апостола Павла во время кораблекрушения, так Бог действовал и по отношению ко множеству других людей. Но означает ли всемогущество и благость Божии, что мы имеем право устраниться от того, чтобы стать проводниками силы Божией для других людей? Евангелие даёт однозначный ответ: нет, такого права у нас нет. Этот евангельский ответ мы можем услышать в том отрывке 25-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
В только что прозвучавшем евангельском отрывке нет даже намёка на какие-либо возвышенные богословские истины, этот отрывок предельно практичен: он связывает благополучную вечность не с теологическими рассуждениями, какими бы правильными и одухотворёнными они ни были, а с помощью другим людям. Само по себе появление этих слов Христа свидетельствует о наличии некоторого закона созданного Богом мира, того закона, о котором мы не сможем прочитать ни в учебниках физики, ни в сборнике законодательных актов какого-либо из существующих или же существовавших государств. Этот закон относится к области духовной жизни человека и говорит о том, что сделать свою душу способной войти в Христово Царство можно только на пути бескорыстного служения другим людям, причём тем из них, кто не способен как-либо нас отблагодарить, тем, кто неприятен, кто капризен и опасен. Как правило, мы с радостью готовы служить своим детям или же родителям, но Христос ставит ни во что такое служение, потому что оно по своей сути равно служению себе самому, и потому в таком служении нет никакого подвига и нет проявления той любви, к которой призывает нас Спаситель. Любовь — это когда человек выходит за пределы своей плотской ограниченности и начинает делать добрые дела тем, кто совершенно иной, с кем мы меньше всего хотели бы общаться, и на какого мы в своём обычном состоянии предпочитаем не обращать внимания.
Безусловно Бог способен помочь этим людям и без нас. Христос никогда не утверждал обратного, но Он утверждал другое: эти люди с их болью и отверженностью нужны нам, без них мы не сможем приблизиться ко Христу, не сумеем стать Христовыми, и совершенно не случайно Спаситель уподобил Себя Самого именно этим людям, а не тем, кто сыт, приятен, ароматен и благополучен. Христос, будучи Богом, никак не зависит от человека, не мы Ему, а Он нам даёт бытие, «мы Им живём и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Уподобление Спасителем Себя нуждающимся в помощи говорит, среди прочего, и о том, что мы в этих людях нуждаемся значительно больше, чем они в нас, и как невозможно спасение души без Бога, так невозможно оно и без голодных, бездомных, замерзающих, больных и находящихся под стражей. Дай нам всем Бог уловить эту мысль нашего Спасителя и через служение другим обрести своё место в Христовом Царстве!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий