Наверное, вам знакома поговорка: «Там хорошо, где нас нет!» В преддверии начала Великого поста проходят особые подготовительные недели — и сегодняшнее чтение, а это 15-я глава Евангелия от Луки, напрямую связана с упомянутой поговоркой.
Притча о блудном сыне — квинтэссенция всего Евангелия. В ней много разных «пластов» — но сегодня сфокусироваться хотелось бы на фразе из этой притчи, которая стала устойчивым фразеологизмом в нашем языке — «отправиться на страну далече». Попробуем поразмышлять о том, что же скрывается под этими несколькими словами.
Почему человека — так же, как и блудного сына из притчи, — порой буквально несёт, точнее, «выносит» из родной среды, отеческого дома, привычного образа жизни — выносит не пойми куда и зачем? Словно срабатывает некий спусковой крючок — и вот, человек уже «на стране далече». Несложно предположить, что скорее всего будет дальше: сначала — восторг очарования, потом — столкновение с непредвиденной реальностью, разочарование — и — снова прыжок «на страну далече» — только теперь — иную! Таким «человеком-кузнечиком» движет ложная внутренняя установка, что главная причина его бед и проблем лежит вне его, снаружи: достаточно поменять среду, контекст — и желанное благоденствие и счастье тотчас наступят!
Поговорка «там хорошо, где нас нет» помогает нам глубже понять всю драму «человека-кузнечика». Куда бы он ни прыгнул, насколько радикально ни сменил среду обитания — но свою «нехорошесть» он всё равно принесёт с собой: «на урода — вся неугода», — так ещё говорили раньше.
Но вот парадокс: не только с собой он носит свою «нехорошесть», «лихость» — но там же, рядом с ней, внутри — находится и источник его счастья и полноты бытия! То самое «пришед в себя» из сегодняшней притчи — то есть обращение взора души от внешнего к внутреннему — и есть начало покаяния и духовного выздоравливания.
Замечательный философ-странник XVIII века Григорий Сковорода любил повторять, что все беды человека — от «несродности», от незнания своего собственного «нутра», непонимания «своего» и «не-своего», чужеродного и потому — неполезного, а то и вредного. Но как только хотя бы немного человек познакомится со своей «сродностью», тогда-то он и поймёт, где настоящее «сокровище сердца» — не «там, за морями, за долами» — а внутри себя самого.
Завершить мне хотелось бы призывом Григория Сковороды, актуальность которого и сегодня очень высокая: «Узнай себя. Внемли себе п послушай Господа своего. Есть в тебе царь твой, отец и наставник. Внимай себе, сыщи его и послушай его. Он один знает, что тебе сродное, то есть полезное. Сам он и поведёт к сему, зажжёт охоту, закуражит к труду, увенчает концом и благословением главу твою. Пожалуйста, друг мой, не начинай ничего без сего царя в жизни твоей!»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееНекоторые истории из Евангелия настолько популярны и универсальны, что их называют «вечными сюжетами». Одна из таких притча о блудном сыне, которая содержится в 15-й главе Евангелия от Луки. Сегодня она читается за богослужением в православных храмах.
По иудейскому закону младший сын не имел права покидать отеческий дом до смерти своего родителя. Поэтому его поступок — это чистой воды хамство. По законам Моисея за подобное предавали смерти. Однако отец даже не упрекает ребёнка. Он отпускает его с миром, без всякого сопротивления. Смиренно принимает ситуацию. С упованием на Бога остаётся наедине со своей болью.
В это время наглый юнец идёт завоёвывать мир. Воображение рисует ему грандиозное будущее. Однако его наполеоновские планы терпят крах. Дно его падения такое глубокое, что он мечтает о том, как набить желудок тем варевом, которое дают свиньям. Но даже к свиньям его не пускают. Очевидно, что, если бы юноша продолжал вынашивать в голове свои честолюбивые планы, он так бы и погиб. Но внутри его что-то сломалось. Он принял своё поражение. Это его и спасло.
Когда человек одержим своими гениальными идеями, ему бесполезно что-то объяснять и доказывать. Совсем другое дело, когда он раздавлен обстоятельствами, тогда он уязвим, он готов слушать. И мы часто пользуемся этим. С видом победителя и хозяина ситуации мы заявляем: «Говорил же я тебе, что всё этим закончится». А потом великодушно добавляем: «Будь внимателен впредь. В следующий раз может и не быть второго шанса». Ничего этого нет в интонации отца. Ни упрека. Ни наставления. Его сердце исполнено радостью. Будто мёртвый воскрес. Это полное принятие.
В отличие от отца, сердце старшего сына исполнено горечи и упрёков. Заметим, весьма резонных и справедливых упрёков. А потому в нём сильное сопротивление. Он возмущён тем, как просто некоторым людям всё сходит с рук. В нём кипит праведный гнев, его терзает обида. А потому и не может он войти на праздник, не может посмотреть в глаза брату. Он его не принимает.
Итак, притчу о блудном сыне можно прочитать как историю о принятии. Бог всех нас принимает изначально со всеми нашими достоинствами и недостатками. Он всем дарит Свою любовь. Но зачастую мы не можем её взять. Ведь мы постоянно сражаемся с миром, людьми, самими собой. Мы никого и ничего не принимаем. Нам постоянно что-то не нравится. Но порой для того, чтобы это увидеть и остановиться, нам суждено поскитаться в собственной далекой стране и дойти до такого состояния, в котором мечтают о кормушке со свиными рожками. Бог попускает этому с нами произойти. Чтобы мы перестали брать эту жизнь штурмом. Чтобы мы отпустили свои фантазии о самих себе, умерили свои амбиции. Чтобы увидели, что главным мы и так обладаем. Ведь все мы любимые дети в доме нашего Небесного Отца. Мы сполна покрыты милостью и любовью. И всё наше счастье единственно в том, чтобы бескорыстно делиться этой полнотой с теми, кто нас окружает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов