Некоторые СМИ не столько сообщают нам новости, сколько играют нашими эмоциями. Дёргают за ниточки нервов, чтобы мы не отключались от информационных каналов, потребляя вместе с новостями и рекламу. Например, довольно часто СМИ паразитируют на теме конца света, перевирая слова Писания. Что же на самом деле о конце света говорит Евангелие? Речь об отрывке из 13-й главы Евангелия от Марка. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Прозвучавшее евангельское чтение посвящено судьбам мира. Уже состоявшимся и ещё предстоящим. Мы слышали слова Христа, которые привели апостолов в полнейший ужас. А вместе с ними и нас, современных слушателей евангельских строк. Перед нашими глазами разворачивается печальнейшая картина. Спаситель предсказывает гибель многих людей, ставших жертвами эпидемий, войн, природных и искусственно созданных катаклизмов.
В словах Иисуса соединились два повествования — о событиях, уже произошедших, и тех, что ещё не состоялись. Первый смысловой слой рассказа Господа Иисуса касается судьбы Иудеи и в целом еврейского народа. Христос предрекает, как будут выглядеть последствия революции 70-го года первого века. Иудея, ведомая «лжехристами» (то есть ложными мессиями) подняла восстание против Римской империи, что привело, в конечном счёте, к разрушению Иерусалима, частичному уничтожению и частичному рассеянию его жителей.
Осязаемым воспоминанием о неудавшейся революции стала так называемая «стена плача» — специально сохранённая римлянами западная стена Иерусалимского храма. Сохранённая в напоминание — смотрите, как опасно и бессмысленно поднимать бунт против Римской империи. Вторая часть пророчества Спасителя касается более глобального и ещё только предстоящего события — конца света, который наступит при Втором пришествии Христа. Спаситель придёт в наш мир уже не как кроткий младенец, но как суровый и бескомпромиссный судья, решающий — кто заслуживает Царства Божия, а кто сам себя его лишил, поставив между собой и Богом преграду греха.
Даже осознание конечности мира уже устрашает. Что же будет, когда конец света явным образом приблизится? Согласно пророчеству Христа, скорби людей окажутся практически невыносимы. И дадут знать о себе не только лжехристы, то есть сомнительного рода религиозные и политические спасители, а антихрист — воплощение беззакония и порочности. Страшно, правда? Но вот что поразительно! Древние христиане при мысли о Втором пришествии испытывали скорее не страх, но радость. Ведь для них данное событие воспринималась как долгожданная и светлая встреча с Богом. Как конец всех испытаний.
Как иначе можно тогда понимать последние слова книги Откровения Иоанна Богослова: «Ей, гряди Господи Иисусе. Ей, гряду скоро»? Для Церкви история мира не воспринимается сквозь призму финансовых взлётов и падений, не измеряется политическими достижениями. Христианство мерит реальность с помощью правды. И когда прежней исторической правды совсем не останется, понадобится правда Небесная, воплощённая во Христе.
И наш мир пройдёт скорее не через уничтожение, а через глубочайшее перерождение. Или как пишет апостол Павел: «Не все умрём, но все изменимся». Бог положит начало гармоничному бытию без ненависти, злобы, несправедливости и смерти. Бог будет во всём и с теми, кто был ему верен, наполняя сердца этих людей радостью, а их вечную жизнь смыслом. Рождение нового мира будет отчасти похоже на рождение нового человека. Оно мучительно и болезненно, но итог заставляет женщину забыть обо всех пройденных муках. Улыбка новорождённого исцеляет мать. Испытания, предшествующие Второму пришествию, будут нелёгкими, но грядущая вслед за ними реальность окажется превыше всех наших самых дерзновенных ожиданий.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. На вопрос о том, чего они больше всего боятся, люди в своём большинстве ответили бы просто: смерти. Но могут ли так отвечать христиане? И может ли что-то быть страшнее смерти? Прикровенно Христос даёт ответ на этот вопрос в отрывке из 13-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
В сегодняшнем чтении Спаситель предупреждает учеников о грядущих последних временах. Он описывает осквернение храма или даже самой жизни, которое наступает так стремительно, что тем, кто находится в поле, нельзя даже обернуться забрать одежду. Возможно, это только образ, но так или иначе эти слова говорят о том, что в какой-то момент нормы, которыми наполнена жизнь общества, начнут буквально рассыпаться на глазах. Скорбь тех дней будет такой страшной, что, по словам Христа, подобной ей не было от создания мира. Мы несколько привыкли к этим словам, но разве они не вызывают недоумения? Ведь если вспомнить историю всемирного потопа, может показаться, что страшнее не было просто ничего. Ведь речь не о скорби, но о смерти. Смерти массовой и неотвратимой практически для всех. Но что делать? Между своим восприятием и словами Спасителя мы, естественно, выбираем Его свидетельство и нам остаётся только понять, почему это так? Чем скорбь последних дней может быть страшнее того же потопа или огненного дождя, погубившего Содом и Гоморру?
Ответ, очевидно, кроется в том, что Христос не считает смерть чем-то окончательным для людей, ведь таковыми он считает Воскресение и последний Суд. И если скорбь будет связана с запустением и осквернением святыни, значит, христиане будут поставлены перед мучительным выбором между верностью Учителю и гонениями, с одной стороны, и предательством веры и выживанием, с другой. Последняя перспектива страшнее смерти именно потому, что она повлияет не на временное бытие человека, но на вечное. Нам бывает страшно не то что умереть, но даже пострадать, однако на самом деле страшнее выбрать зло и осквернить святыню образа Божьего, которая и делает нас по-настоящему людьми.
С чем же будет связана скорбь последних дней нашего мира? Задумываясь над этим, верующие делают акцент на физических страданиях. Мы часто можем услышать разговоры о притеснениях и гонениях на христиан, которые постепенно усиливаются и будто бы к концу света станут практически невыносимыми. Всё это так и очень похоже, что притеснения христиан действительно будут очень серьёзными. При этом важно помнить, что не менее, а, может быть, и более опасными оказываются страдания и притеснения нравственного и духовного характера. Когда человек знает, как должен поступить, ему бывает легче перенести даже страдание, потому что он по совести уверен, что его дело осмысленно и оправданно, и по-другому поступить он не может. Но в тот момент, когда он потеряет нравственные ориентиры, когда самые разные проповедники будут говорить о том, что знают пути спасения, и люди не будут знать, кому верить, — наступит скорбь духовная, от которой невозможно будет укрыться во тишине собственной души — потому что эта скорбь и так будет внутри.
Но что же делать? Что может защитить от того, о чём говорит Спаситель? Если мы будем внимательны к Его словам, ответ станет очевидным: победа над этой скорбью кроется в надежде на Бога и в памяти о Его любви к нам. Скорби предстоит быть, но ради тех, кто будет верен, — Господь сократит эти дни. И даже в этой скорби Он будет помнить о нас и заботиться о нашем спасении.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Антоний Борисов