Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важнейших христианских аксиом состоит в том, что известный нам мир не бесконечен во времени. В какой-то момент он изменится самым радикальным образом, и в нём не останется привычных нам физических форм жизни. Случится это после Второго Христова Пришествия, которое будет предваряться некоторыми характерными признаками. Об этом идёт речь в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 13-й главы Евангелия от Марка. Давайте послушаем его.
Когда мы говорим о христианской эсхатологии, то есть о конечных судьбах мира, у нас есть единственный непререкаемый источник информации — это книги Нового Завета, в первую очередь, Евангелие. Однако евангельские сведения об этом предмете довольно скудны и запутаны, а потому бывает крайне непросто отделить в них частное от общего.
Под частным в повествующих о кончине мира местах Евангелия подразумевается судьба Иерусалима в первом веке по Рождестве Христовом. Тогда — в 70-х годах — случилась масштабная национальная катастрофа, кульминацией которой стало разрушение Иерусалимского храма. Естественно, что Христос не мог об этом не говорить, ведь Израиль, будучи колыбелью знания о Едином Истинном Боге, имел всемирное значение, кроме того, многим непосредственным слушателям Спасителя предстояло стать очевидцами это катастрофы, поэтому Господь должен был их предупредить. Именно это Он, как мы услышали в только что прозвучавшем евангельском чтении, и сделал, указав на храм и сказав, что «всё это будет разрушено».
Однако сразу после указания на храм Спаситель перешёл к общему, то есть к конечным судьбам мира. Здесь, как мы понимаем, и начинается самое загадочное, ведь речь идёт о далёком будущем, и перечисленные Христом признаки довольно неспецифичны, совокупность же двух этих факторов рождает различного рода спекуляции.
Во-первых, Христос сказал, что перед кончиной мира многие прельстятся, так как примут за Спасителя того, кто Им не является. Эту мысль можно понимать по-разному. Если её понимать в узком смысле, то речь идёт о каком-то человеке, которого станут принимать за Христа. В широком же смысле слова Спасителя указывают на некое помрачение души, которое приводит к забвению Бога и к замещению Его чем-либо иным. К примеру, технологиями. Или же пустотой. Здесь не имеет значения что именно это будет, важно лишь то, что люди станут искать спасение не во Христе, а в чём-либо или ком-либо ином.
А ещё перед кончиной мира будут повсеместные войны, голод и другие катаклизмы, сопровождающиеся грозными природными явлениями. Мы помним, что в истории человечества такое происходило не раз, помним мы и что во Христа веруют совсем немногие, и, скажем, увлечённых астрологией людей значительно больше, чем искренних христиан. Но если есть все признаки, то стоит ли ждать скорой кончины? Ответа на этот вопрос не существует. Причина же отсутствия ответа в том, что Бог долготерпелив и многомилостив, Он делает всё ради спасения как можно большего числа людей, а потому наша задача не в том, чтобы высчитывать сроки и бояться, мы призваны к другому — к надежде, вере и любви. Слава Богу, у нас ещё есть возможность всё это в полной мере обрести!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееИзвестное высказывание «Куда приводят мечты» можно понимать по-разному. Благодаря одноимённому романтическому фильму сложилось мнение, что мечты приводят исключительно к светлой цели. Но жизнь свидетельствует об ином. И мечты могут привести человека к полнейшей неудаче. Об этом говорится, например, в отрывке из 13-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня во время утреннего богослужения в православных храмах. Давайте его послушаем.
Мы становимся свидетелями эпизода, произошедшего вскоре после торжественного входа Христа в Иерусалим. Спасителя встречали в иудейской столице торжественно. И многие из современников ожидали, что Иисус из Назарета вскоре восстановит независимость и политическое величие Израильского царства. Среди этих людей оказались, к сожалению, и апостолы Христовы. Они с радостью ожидали назначения на те или иные влиятельные должности. А потому вели себя соответствующе.
Фактически на правах хозяев апостолы начинают показывать Христу территорию Иерусалимского храма, причитая — «Господи, посмотри, какие величественные здания тебя окружают! Всё это теперь Твоё и... наше». Возможные перспективы вскружили наивным рыбакам головы. Но Христос решительно обрывает мечтательные рассуждения учеников, говоря им, что в скором времени от окружающей красоты не останется камня на камне. Спаситель предвещает наступление трагической гибели ветхозаветной цивилизации.
В 70-м году первого века римские войска, подавляя еврейскую революцию, разрушили и Иерусалим, и его величественный храм. Оставив в качестве печального напоминания лишь одну стену — знаменитую Стену плача. Пророчество Христа повергло апостолов в шок. Ведь на их глазах испарялись мечты, которыми они жили почти три года. Не будет никаких должностей, не будет никакого влиятельного положения в государстве.
Но Господь, отрезвляя учеников, не лишает их надежды. Спаситель неоднократно говорил апостолам, что им предстоит стать служителями не земного, но Небесного царства — реальности, где нет интриг, подлости, коварства. А потому эта участь значительно лучше и выше всего того, что апостолы себе намечтали. Прозвучавшее чтение не поощряет бегства от жизни, но призывает относиться к ней честно и ответственно. То есть жить так, чтобы соизмерять свои слова и поступки не с призрачной выгодой земных ценностей, а с вечной, неизменной и радостной правдой Божией. И правда эта состоит в том, чтобы жертвенно служить Господу и людям, не надеясь исключительно на свои силы, но призывая благодать Духа Святого себе в помощь. Да — без Бога можно попробовать построить нечто красивое и полезное, но без благословения Господня построенное нами не устоит и однажды точно разрушится.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист