Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если мы внимательны к самим себе, то мы знаем, что к разным заповедям Божиим у нас разное отношение. Кто-то, скажем, сконцентрирован на исполнении заповеди о почитании родителей, но при этом не особо обращает внимание на заповедь, запрещающую завидовать, а кто-то, напротив, умеет довольствоваться лишь самым необходимым, но при этом не всегда корректен по отношению к родителям. Очевидно, что мы не в состоянии в равной степени исполнить все заповеди, однако есть среди них та, без исполнения которой исполнение всех прочих одновременно и невозможно, и бессмысленно. Речь идёт о первой из заповедей закона Моисея. Именно о ней говорится и в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 12-й главы Евангелия от Марка. Давайте послушаем его.
Нет ни малейшего сомнения в том, что вопрос книжника не был вызван незнанием ответа. Любой внимательный читатель Библии знает, что первая заповедь — это заповедь о любви к Богу. Прекрасно знал об этом и книжник, но тем не менее, он решил спросить об этом Христа. Можно было бы заподозрить, что книжник хотел своим вопросом искусить Спасителя, но это беспочвенное подозрение, ведь в вопросе не было никакого «двойного дна». Но зачем же тогда книжник завёл разговор о первой заповеди?
Дело в том, что очевидное как для нас, так и для книжника, было вовсе не очевидным для всех очевидцев описанной Евангелием от Марка беседы. В 12-й главе этого Евангелия рассказывается о самых разных людях, так, упомянуты саддукеи, которые не верили в воскресение мёртвых, хотя и учение о воскресении тоже вытекает из Священного Писания, были в иудейской среде и те, кто считал главнейшей заповедью не заповедь о любви к Богу, а заповедь о субботе или же о заповедь о жертвах. Между этими группами иудеев шёл постоянный спор, и они искали новые аргументы, а также и новых сторонников своей точки зрения.
Конечно, Спаситель не мог дать какой-то иной ответ, кроме того, который Он дал. Его ответ, с одной стороны, показывает истинность книг Ветхого Завета, с другой же стороны, ответ Христа напоминает нам о необходимости помнить об основе нравственного учения Библии — оно строится на любви к Богу и к ближнему. Если же наша духовная жизнь ведёт нас к чему-то иному, или же если она базируется на чём-то ином, то стоит внимательно задуматься над словами Спасителя и пересмотреть собственные нравственные установки. К счастью, евангельскому книжнику не пришлось это делать, но далеко не все люди столь же близки к Царству Божиему, как этот человек.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееТочное число обязательных для исполнения заповедей, а также порядок их следования — довольно непростая тема в иудаизме. Очевидно, что вопрос книжника, адресованный Христу, был продиктован некоей дискуссией по этому поводу, о содержании которой мы можем судить лишь по косвенным свидетельствам, например, по тому, что некоторые иудейские учителя указывали на существование 613-ти заповедей, полученных Моисеем на горе Синай, в число которых входят все принятые Моисеем от Бога наставления и указания. И рассуждая о количестве заповедей, они продолжали и говорили, что царь Давид свёл 613 заповедей к 11-ти, а пророк Исайя сумел превратить их в шесть, пророк Михей уменьшил их количество до трёх, и, наконец, пророк Аввакум свёл весь закон к одной заповеди: «Праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4).
Какую именно позицию занимал в этом споре обратившийся ко Христу с вопросом книжник — нам, конечно же, неизвестно, но он явным образом обрадовался ответу Спасителя, значит, он был вполне уверен в очевидном для христианского сознания приоритете заповеди о любви к Богу над всеми прочими заповедями, повелениями и установлениями Моисеева закона.
Несмотря на то, что для нас этот приоритет, будучи определённым Самим Воплощённым Богом, очевиден, в христианской среде тоже существует свой спор о заповедях, как и в иудаизме, христиане по-разному относятся к перечню необходимых для исполнения заповедей. Кто-то останавливается лишь на том, что сказал Господь Иисус Христос, а кто-то идёт дальше, и вспоминает об установлениях Ветхого Завета, а также о правилах древних и новых Соборов, не обходя при этом вниманием и различные традиции, которые в их глазах также обретают статус обязательных для исполнения заповедей. Думается, что к этой дискуссии лучше и правильнее всего подходить через призму высказанной Христом заповеди о любви к Богу и к человеку, если мы готовы исполнить эту заповедь, то всё прочее перестанет иметь определяющее значение, и с теми, кто по каким-то причинам не согласен с нами, мы сумеем обрести мир и взаимопонимание.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист