Сны, видения, таинственные знаки! Всё это, если верить Священному Писанию, — повседневная реальность духовной жизни. Как нам научиться видеть в своей жизни эти весточки от Бога и как научиться их верно интерпретировать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Ангел дважды является Иосифу во сне. Дважды Иосиф слушает его. И дважды это спасает жизнь ему самому, Пресвятой Богородице и младенцу Иисусу. Какой бы властью ни обладал царь Ирод, он ничего не смог сделать святому семейству. Ведь Христу покровительствовал Сам Господь. Однако в том, что семья Спасителя каждый раз избегает опасности и оказывается в нужное время в нужном месте, заслуга не только Бога. Большую роль в этом сыграл сам праведный Иосиф. Ведь он мог отмахнуться от ночных видений, как от бесовских наваждений или как от вызванных естественными причинами. Показалось, дескать. Мало ли что приснится. Однако он прислушался, доверился и последовал зову. Он сердцем почувствовал, что это не обман. Что пришёл к нему не лукавый демон. И это не его собственная фантазия.
Своей праведной жизнью Иосиф приобрёл навык, который на языке христианской традиции называется навыком различения духов. Это способность видеть природу явлений. Проникать в суть происходящего. Чувствовать духовную изнанку этой жизни. Одним словом, у Иосифа была развита духовная интуиция. Подобный дар сродни пророческому. Человек чувствует волю Бога о себе самом и о своих близких. И двигается по этой жизни, словно следует незримому зову. Будто его ведёт луч невидимого света. И Иосиф такой не один. Священное Писание говорит о том, что многие пророки, да и простые люди обладали таким даром.
Что это означает для нас? Вовсе не то, что нам теперь необходимо обращать внимание на все сны и искать сверхъестественные послания в каждом событии, которое с нами происходит. Церковная традиция призывает в этом вопросе быть очень осторожными. Как говорит уже Иоанн Богослов в своём послании: «возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они». Итак, что бы мне ни привиделось, всё это должно проходить тщательную проверку. Я должен испытывать не только видения и образы, но и всякие свои внутренние ощущения, настроения и состояния. Первое, с чего необходимо начать, — помолиться Богу, словно переспросить Его, что это такое. С чем я столкнулся. Затем очень важно рассказать об этом духовно опытному человеку. Не побояться открыться и послушать его совет. Наконец, необходимо испытать видение или состояние временем. Так делают опытные администраторы. Нередко, когда их гложут сомнения, они откладывают какие-то решения. Бывает они не торопятся исполнять даже ту директиву, которая пришла сверху. Ведь завтра ситуация может измениться. Появится ясность и определённость. И бывает начальник, который вчера спустил тебе бумагу, ещё и похвалит тебя за то, что ты не поторопился её тотчас исполнить. Время показало, что это к лучшему.
Однако самое главное — это развивать в себе навык различения духов. Для этого необходимо исполнять евангельские заповеди, следить за своим внутренним миром, поддерживать связь с Богом, стараться быть полезным окружающим людям, участвовать в таинствах Церкви. Сделать это своим повседневным образом жизни. Тогда естественным образом появится ощущение, что такое свет, а что такое тьма. Какое состояние от лукавого, какое от Бога. Видя моё усердие, Господь даст мне дар различения духов, то есть дар духовной интуиции. Причём даст именно в той степени, в которой он мне необходим для решения именно моих проблем и сложных ситуаций.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами МДА доцент священник Стефан Домусчи. Многие люди прибегают к помощи религии в ситуации страдания. Но действительно ли религия от него спасает? Ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из 2-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Поразительным образом уже на второй день праздника Рождества Христова Церковь предлагает нашему вниманию совсем не праздничное чтение, из которого мы узнаём, что рождение Спасителя сопровождалось не только радостной вестью ангелов, не только приходом почтивших Богомладенца волхвов, но ненавистью и злобой царя Ирода и его воинов. Логика последнего была понятной и простой. Он был настолько жесток, что казнил трёх своих сыновей, подозревая их в желании посягнуть на его власть. Вообще со злом мира христианам с самого начала всё понятно. Потакая собственным страстям, люди ходят по путям своих злых сердец и не собираются изменять своих предпочтений.
Но вот Бог пришёл в мир. Из ветхозаветных текстов становится ясно, что Его вмешательства в историю ждали. Люди надеялись, что Он придёт и всё сразу станет по-другому. Плохие будут наказаны, хорошие награждены. Однако Бог пришёл в мир иначе. Он пришёл не так, как многие ожидали, и сделал это, как сказали бы сегодня, без пафоса. Родился не в императорском дворце, а в пещере на задворках Римской империи.
Разница подходов ветхозаветных авторов, только ожидающих Бога, и евангелистов, которые писали о его приходе, как об событии, уже случившемся, хорошо заметна в сегодняшнем чтении. Так, описывая страдания Вифлеемских матерей, сыновья которых гибнут от рук воинов Ирода, евангелист Матфей цитирует пророка Иеремию. За 6 веков до рождения Христа пророк писал о плаче и рыдании Рахили, которая плачет о своих детях, уводимых в Вавилонский плен. Однако буквально следующий стих у пророка очень радостный. Его устами Бог призывает её удержаться от рыдания и не плакать, потому что они возвратятся из земли неприятельской. И вот этого, радостного стиха, который мы находим у Иеремии, Матфей не приводит. Почему? Потому что Бог пришёл в мир иначе, без проявления власти и громких побед. В Ветхом Завете потомки Рахили вернулись из Вавилонского плена, но они не перестали страдать. Как вернувшись из плена Египетского, еврейский народ не перестал грешить. Торжество над врагами и внешние победы, которых так ждали от Мессии, так и не случатся. Даже проявляя Свою силу и совершая чудеса, Иисус будет призывать исцелённых молчать, чтобы никто не смог сказать, что был вынужден поверить, что его заставили это сделать. Христос пришёл не для того, чтобы победить внешним образом не для того, чтобы сделать всех добрыми насильно. Господь пришёл неприметно, чтобы мы выбрали Его сами, чтобы выбрали не из страха, но по любви. Тех, кто избрал Его свободно, кто ответил любовью на Его любовь, Он выводит из плена внутреннего, греховного, к жизни вечной, в которой временным страданиям не будет места.
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий