Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Довольно симптоматично, что вопросы о расторжении брака с течением времени не теряют своей актуальности: такие вопросы задавали Спасителю фарисеи, такие вопросы задают священнослужителям и современные христиане. Столь яркое и настойчивое постоянство свидетельствует о довольно банальной вещи: люди верны самим себе, верны тому пути развития, который был избран нашими прародителями Адамом и Евой. Однако именно на них и на данный им от Бога закон ссылался Христос в Своём ответе фарисеям относительно допустимости разводов. Давайте послушаем эти слова Спасителя, они звучат сегодня во время литургии в православных храмах, и взяты они из 10-й главы Евангелия от Марка.
К сожалению, у нас нет статистики, говорящей о том, каким был процент разводов в иудейской среде времён земной жизни Господа Иисуса Христа. Однако сам тот вопрос, который адресовали Спасителю фарисеи, свидетельствует, что разводы не были единичным явлением. Ну а если мы вспомним евангельские истории о Рождестве Спасителя, то мы вспомним и о том, что праведный Иосиф, узнав о беременности Пречистой Девы, намеревался с Ней развестись, однако был остановлен ангелом (см. Мф. 1:18–20). Получается, что мысль о расторжении брака мы встречаем в самом начале Евангелия, а точнее — в 1-й главе первого Евангелия — Евангелия от Матфея.
Мысль праведного Иосифа о разводе понятна: он подозревал свою юную Жену в нечистоте, и потому не хотел продолжать с Ней только что начатую семейную жизнь. Однако Иосиф ошибался в отношении Божией Матери, и он, будучи человеком с чистой совестью, сумел понять свою ошибку. Важно же здесь то, что размышления Иосифа о разводе вызваны подозрением в грехе, собственно, всегда и везде разводу предшествует либо подозрение в грехе, либо сам грех. Представить, что расторжение брака — следствие высокой нравственной жизни, довольно непросто, хотя и не невозможно: такое бывает тогда, когда супруги пришли к мысли о монашестве и приняли решение о разводе ради служения Христу в монашеском чине. Конечно, такое решение предполагает, что у них либо нет детей, либо дети уже взрослые и самостоятельные. Во всех же прочих случаях расторжение брака всегда имеет своей основой неисцелённый грех.
Всем нам свойственно оправдывать свои слабости и свои грехи. Мы преуспели в этом деле. Мы владеем удивительно глубоко проработанной терминологией, которая позволяет нам описывать свои грехи и страсти так, чтобы они приобретали в наших глазах оттенок благородства. Мы неплохо научились обманывать самих себя, но возможно ли обмануть Бога? Евангельские фарисеи пытались это сделать, но ответом им было указание Спасителя на их жестокосердие и на изначальную божественную заповедь, которая предполагала, что люди, вступая в брак, будут это делать не для удовлетворения своей похоти или же своих амбиций, а по любви к Богу и человеку, и что брак для них будет тем инструментом, который позволяет восходить к постижению воли Божией и приближаться ко спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Когда я первый раз пришёл на занятия в художественную школу — уже и не помню, в каком классе это было! — меня поджидало сильное разочарование. Я-то был уверен, что мы сейчас начнём рисовать сложные иллюстрации, которые я очень любил разглядывать в книгах, — а тут поставили скучные геометрические фигуры, и усадили нас за мольберты рисовать их карандашом! Тоска — зелёная! Не менее примитивны были и постановки для акварели — какая-то мрачная серо-буро-малиновая неглаженая тряпка, противного цвета металлическая кружка с отколотой эмалью — и, конечно же, надкушенное парафиновое зелёное яблоко из реквизита. Полная безвкусица! Мучительно, с большой неохотой выполняя задания, мне так и мерещились перед глазами то бирюзовые натюрморты Сезана, то экспрессивные постановки Петрова-Водкина, то корзины Караваджо. Вот бы мне, да прямо сейчас — ох и нарисовал бы я! Ну, понятно, не так, как эти гении кисти, — но всё поинтереснее, чем эти кубики да кружечки вымучивать!
Сегодня в храмах во время богослужения читается отрывок из 10-й главы Евангелия от Марка, из которого мы узнаём, почему всё же мои педагоги были абсолютно правы в своей методике преподавания!
Отношения между супругами — во многом очень похожи обучению рисованию. Сначала — восторженное предвкушение погружения в совершенно неведанную, но очень манящую стихию брака. Потом — холодный душ прикосновения к «далеко неидеальному натюрморту» — второй половине — уже без брачного оперенья. Да ещё и твои собственные руки, которые поначалу ощущались близкими к гениальным, на деле оказываются руки-крюки, неспособные даже прямую линию провести. А надо снова и снова отрисовывать одни и те же занудные геометрические фигуры до оскомины... Причём — ежедневно!
Но тот, кто просто смиренно выполняет задание Небесного Учителя — Господа Бога — соединяющего людей на земле в «одну плоть», — мало-по малу точно будет продвигаться в своём мастерстве. Смотришь — прошло всего лишь несколько лет — а уже и предметы в постановке нашего жизненного «натюрморта» поменялись. И где только след от былых ненавистных шаров и цилиндров — в этом уступи, туда не лезь, да и борщ мама всё же вкуснее варила?.. Переболелось, перемололось — пообтесались, пообвыклись — теперь и задания куда сложнее стали. И если не торопиться, не включать постоянно «внутреннего критика бытия» — оказывается, не только не скучно, но даже и очень полезно — все эти казавшиеся примитивными первые опыты «рисования отношений». Да и рука неожиданно окрепла, и уже не замечает, как часами без устали может двигаться по мольберту, забывая и про еду! Или вскакивать к детской кроватке посреди ночи — и всё же даже умудряться высыпаться!
Супружеская измена — это практически всегда малодушная и подлая попытка сбежать от реально полезного урока «на сторону» — в мороке маячащего перед глазами «идеального натюрморта». Да только этот морок — не от Небесного Учителя, а от врага рода человеческого, умело подбрасывающего под ноги соблазны, чтобы оступиться. Да и нет никакого «идеального натюрморта» — есть только его никогда не достижимый образ, застрявший в сознании. И чем больше перебирать «кандидатов» на его воплощение — тем он становится всё неуловимее, при этом ещё более притягательнее — и коварнее.
Чем отличается настоящий художник от неумёхи? Тем, что глаз профессионала может превратить практически любой, даже самый обыденный, предмет, в произведение искусства на своём холсте. Как он это делает? Из опыта знает, что, если чуть-чуть внимательнее всмотреться, вжиться в этот самый простой предмет — да тот же сношенный ботинок у Ван Гога, — он откроется в своей уникальной, потрясающей истории — и вместо кандидата на помойку превратится в целый мир, ярко свидетельствующий о времени, обстоятельствах жизни, переживаниях и характере своего хозяина. На который можно смотреть с восхищением — часами! Миллионы ботинок сгнили в труху — а опознанное художником теперь висит в лучших картинных галереях мира...
Так что, если вы сейчас смотрите на свою вторую половину как на «сношенный ботинок», — вспомните лучше сегодняшнее Евангелие и чудного нищего голландского художника: быть может, и перед вами — будущее произведение Вашего искусства любви?..
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист