Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Человеку действительно верующему свойственно стремиться к спасению. Причём, если он внимательно читал Евангелие, он будет стремиться не только к своему спасению, но также и к спасению других людей. В то же время, мы видим, что мир вокруг полон греха и всё чаще задаём себе вопрос: возможно ли в наше время спасение? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Может показаться странным, что ответ на вопросы сегодняшнего дня христиане предлагают искать в книге, которая написана две тысячи лет назад. Однако ничего удивительного в этом нет, потому что вопросы спасения универсальны и евангельский ответ на них актуален во все времена.
Недавно я разговаривал с одним пожилым человеком, который был воспитан в строгих правилах и помнил времена, когда этих строгих правил придерживались все, или, по крайней мере, большинство окружающих его людей. Конечно, смотря на всё происходящее вокруг, он не мог не высказать своих опасений. Он ужасался той нравственный деградации, которую видел и говорил, что мир, по его мнению, демонстрирует все признаки грядущего конца. Казалось бы, глядя на всё происходящее вокруг, я должен был с ним соглашаться, однако я спросил его: «Как Вы думаете, что чувствовали священники в двадцатые и тридцатые годы прошлого века, когда видели, как те, кого они крестили, закрывали храмы и перестраивали их в клубы, как эти же люди печатали журнал «Безбожник», как смеялись над верой... Наверное, священники того времени думали не просто о признаках конца, они были уверены, что конец уже наступил. Однако, как мы знаем, со временем храмы снова открылись и даже были построены новые. Более того, некоторые из тех, кто грешил и выступал против Церкви в молодости, в глубокой старости вернулись в неё и покаялись. Иными словами, мы стали свидетелями религиозного возрождения. История демонстрирует удивительные зигзаги, цивилизации развиваются и умирают... Но отчаиваться не стоит, ведь миром управляет премудрый Творец.
В евангельском чтении, которое мы сегодня услышали, один из тех, кто окружал Христа, задал Ему вопрос: «Господи, неужели мало спасающихся»? И в этом вопросе звучит и тревога, и надежда, ведь иудеи по-разному воспринимали проповедь Спасителя. Однако вместо того, чтобы отвечать на этот вопрос, Господь призывает вопрошающего заботиться о собственном спасении. Сколько будет спасённых — решит Бог, дело же человека в первую очередь в том, чтобы жить по правде. Этим ответом Христос не призывает его эгоистично заботиться только о своём собственном спасении. Конечно, нет. Жизнь по правде — это главное, что мы можем сделать для спасения окружающих, ведь мы подаём им добрый пример. Беспокойство понятно, но лучше не отдаваться ему полностью, осознав, что спасение всякого человека в руках Божиих.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЧто нужно сделать для того, чтобы вырастить в своей душе Царство Небесное? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из 13-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
В основе двух притч о Царствии Небесном, которые Господь приводит в начале прозвучавшего отрывка, лежит одна и та же идея. Нечто великое всегда начинается с малого и незначительного. Семечко горчичного дерева — одно из самых мелких семян, однако, когда дерево вырастает, множество птиц находит приют в его ветвях. То же самое касается и закваски. Её необходимо совсем чуть-чуть, чтобы приготовить тесто для большого количества хлеба.
Эта мысль о глубоком духовном содержании незначительности много раз звучит в Евангелии. Именно эта мысль открывает Нагорную проповедь Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». И в других местах мы встречаем слова Спасителя о том, что слабое и немощное по человеческим меркам, нередко составляет для Бога наибольшую ценность. Почему? Да потому что лишь тогда, когда человек осознаёт своё бессилие перед жизнью, когда начинает отчётливо видеть, что нет у него власти, чтобы ей управлять, когда он на собственном опыте удостоверится, что он не хозяин даже собственного внутреннего мира, или, как говорит Христос, не может ни одного волоса сделать ни белым ни чёрным, ни росту себе прибавить хотя бы на локоть, вот именно тогда в душе человека рождается настоящая потребность в Боге. В Том, Кто может дать ему силу для того, чтобы не просто влачить жалкое существование, но жить полноценно, наполнено и счастливо.
Именно такое состояние мы и называем смирением. Древний славянский корень этого слова подсказывает нам, что смиренный — тот, кто познал свою меру. Кто отказался самонадеянно и по собственному произволу управлять своей жизнью. Отказался потому, что увидел, понял, почувствовал, как это приносит боль ему самому и его близким. А потому он всё чаще и чаще старается посоветоваться с Богом. На практике это выглядит так, что перед всяким своим действием он спрашивает Господа, как поступить в той или иной ситуации. Всякий раз, когда необходимо среагировать на человека или ситуацию, он сверяет свои мысли, чувства, слова и поступки с Евангелием. А будет ли моя реакция согласна с волей Бога? А принесёт ли это реальную пользу людям или же может навредить им и мне в конечном счёте? Вот что означает незначительность и смирение. Такой человек как бы заявляет: я не могу больше жить по своим правилам, отныне я, как ребёнок, держу за руку своего Небесного Отца и следую за Ним шаг в шаг.
Это очень и очень нелегко и требует от меня мужества и решительности. Ведь всякий раз какой-то голос внутри нашёптывает мне: зачем себя ограничивать? Зачем отказываться от своих желаний? Ведь ты достоин простого человеческого счастья. Поживи для себя. Это моя больная самость сопротивляется попыткам стать незначительным. И каждый раз мне приходится делать усилие, чтобы установить меру в своих мыслях, чувствах, словах и делах. Это весьма болезненно. Неслучайно в притче присутствует идея умирания. И семечко умирает, прежде чем дать росток, и процесс закваски теста — это процесс брожения, процесс распада и гниения. Однако, если этого не будет, не произойдёт и существенной трансформации. Так же и во мне, если не умрёт ощущение самодовольной значимости, новой жизни не будет. Ведь Бог находит Себе место в душе лишь того человека, который сознательно отодвигает своё зацикленное на себе «я» на второй план, делает себя маленьким и незначительным, расчищая таким образом пространство для Царства Небесного.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи