Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Кто из нас не хотел бы быть счастливым? Верующие и неверующие — люди стремятся к счастью. Многие даже в церковь приходят, молятся, делают добрые дела для того, чтобы в итоге Бог сделал их счастливыми. Но зачем на самом деле стоит приходить к Богу? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке от 11-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Жизнь человека после грехопадения всегда была трудной и предполагала постоянные и неизбывные усилия. Те, кто сегодня работают в офисах, на заводах или в школах и думают, что они устают, должны вспомнить, что в прежние времена наши предки даже простой хлеб, который мы просто покупаем в магазине, делали своими руками. И не просто покупая муку, но, как бы мы сказали сегодня, обеспечивая весь цикл его производства. Я уже не говорю о том, что не существовало стиральных машин и даже зимой приходилось идти на реку и стирать белье. Работа занимала практически всё время и забирала практически все силы. Впрочем, и сегодня, на исповеди на вопрос, почему же вы так давно не были в храме, люди часто отвечают, что обременены очень тяжёлой работой и просто не могут найти в себе сил и возможности ходить в храм регулярно. Наверное, в исключительных ситуациях такое возможно, здесь главное быть с собой честным и помнить, что все остальные люди, ходящие в храм, отнюдь не тунеядцы.
Но стоит ли понимать слова Христа о покое буквально? Скажем, можем ли мы представить себе, что какой-нибудь иудейский крестьянин, который с утра до вечера пахал, сеял, обрабатывал растения, собирал урожай, ткал одежду и прочее... и прочее, ему же несть числа..., приходит ко Христу и говорит: «Я очень обременён заботами, прошу, успокой меня, я не хочу суетиться, не хочу ни о чём заботиться». Не это ли мечта большинства из нас и сегодня? Всем обладать и ничего для этого не делать. Так можем ли мы представить себе, что Христос говорит ему: «Я успокаиваю тебя от всей твоей деятельности, ты можешь больше не трудиться, ты свободен: еда, питьё, одежда, крыша над головой — всё будет появляться само собой, потому что ты пришёл ко Мне». Конечно, настолько буквально понимать сегодняшнее евангельское чтение мы не можем. Сам Христос до выхода на проповедь работал, помогая Иосифу, как работали апостолы и первые христиане. Мы можем вспомнить апостола Павла, который собственными руками плёл палатки. Всё это, конечно же, означает, что Христос говорит о каком-то совершенно другом покое. И если это не покой телесный, это, очевидно, покой духовный, покой совести. Так успокаивается человек, который понимает, что он всё сделал как нужно, всё сделал правильно. Кому-то может показаться, что такого покоя не бывает. Кто-нибудь посмеётся и скажет, что совесть его всегда спокойна, потому что он давно ею не пользуется. Это, конечно, будет шуткой, но в ней, как обычно, может оказаться доля правды. Кто-нибудь горько усмехнётся и скажет, что его совесть невозможно успокоить, потому что каждый его шаг кажется ему грехом, и он никогда не избавится от чувства вины. Но слова, которые Христос произнёс в сегодняшнем евангельском чтении, сказаны Им не просто так, и отмахиваться от них никак нельзя. Господь призывает нас к Себе, чтобы успокоить духовно и дать нам ощутить Его любовь, как твёрдое основание нашей жизни. В то же время Его покой — не расслабленное состояние того, кто забыл о совести. Но покой того, кто кротко и смиренно старается исполнить волю Божию и чувствует, что исполняет её вслед за Христом, исполняет её вместе с Ним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЧто необходимо сделать, чтобы приблизиться к Богу как можно ближе? С чего необходимо начать свой путь? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 11-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Какой труд самый изнурительный и тяжёлый? В древнегреческой мифологии есть примечательная история о строителе города Коринф по имени Сизиф. Сизиф прогневал богов. А потому, когда он умер, они приговорили его к «каторжным работам». В тёмной бездне под названием Тартар была высокая гора. Каждый день Сизиф должен был закатывать на её вершину тяжёлый камень. Но как только он это делал, булыжник скатывался вниз. И бедолаге приходилось начинать всё заново. Вот и ответ. Самый изнурительный и тяжёлый труд — это бессмысленная работа.
И в Евангелии Господь не раз образно говорит о такой работе. Вспомним, например, притчу о человеке, который построил свой дом на песке. Без прочного фундамента. Как только настал сезон дождей, постройку смыло. Или притчу о человеке, который всю жизнь в поте лица копил богатства, а когда решил, что насобирал уже достаточно, и настало время покоя, радости и веселья, к нему пришла смерть. Этими образами Господь ясно даёт понять, что любая деятельность человека, которая имеет в своей основе цель как можно комфортней и безопасней устроиться в этой жизни, в конечном счете тот же самый сизифов труд.
Эта работа ложится на нас же самих тяжким бременем. Ведь нам постоянно приходится бороться, чтобы реализовать свои планы. Бороться с обстоятельствами, которые разворачиваются порой совершенно непредсказуемо. С другими людьми, у которых своё видение того, как всё должно быть устроено. С самими собой, ведь порой у нас недостаточно ресурса, чтобы осуществить свои желания. Наконец, бороться с Богом, у Которого о каждом из нас есть Свой замысел, не имеющий ничего общего с нашими иллюзиями и фантазиями. Так и получается, что вся наша жизнь — это изнурительное сопротивление всему, чему только можно сопротивляться. А в итоге оказывается, что смысла в этой войне не было никакого. Всю жизнь я строил дом на песке. Гонялся за призраками. И даже если я приобрёл весь мир, то уж точно повредил своей душе.
Поэтому первое, что необходимо сделать, чтобы приблизиться к Богу — увидеть это своё состояние. Увидеть, что я и есть то самый труждающийся и обременённый. Лишь в этом случае, как говорит святитель Феофан Затворник, в нашей душе «родится потребность искать себе облегчения. Вера укажет тогда нам единственное прибежище в Господе Спасителе, и шаги наши сами собою направятся к Нему». Тогда у человека открывается духовное зрение, и он видит бессмысленность и суетность всех своих прежних усилий. Это не означает, что мы отказываемся от работы и заботы о хлебе насущном. Просто теперь у нас появляются новые приоритеты. Возникает новая иерархия ценностей. Мы начинаем тратить энергию на достижение иных целей — на исполнение во всех своих делах Евангельских заповедей. Это тоже непростой труд. Но, как говорит сегодня Христос, это благодатное иго, это лёгкое бремя. Благодатное и лёгкое потому, что никогда не бывает впустую. Лишь эта работа уже здесь на земле даёт нашим душам мир, покой и радость вечного Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи