Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, у каждого родителя случалось, когда ребёнок искренне говорит: «Я не слышал ничего такого, что ты, как утверждаешь, мне говорил!» Парадокс: мы точно говорили — а ребёнок — точно так же точно ничего не слышал! Как такое возможно — мы послушаем в отрывке из 18-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Не только наши дети, но и ученики Христовы временами имели «захлопывающийся слух»: слова звучат в воздухе, но сознание блокирует их восприятие. Евангельский эпизод помогает нам понять, как и почему это происходит.
Почему ученики слушают слова Иисуса о том, что Его ожидает в самое ближайшее время — предательство, унижение, поругания, оскорбления, издевательства и даже смерть — но не понимают никак, о чём идёт речь? Ведь здесь, в этих сказанных Христом словах, нет никакой ни загадки, ни притчи, ни аллегории: всё предельно конкретно и просто. Но — безрезультатно: ученики остаются глухими к этим словам.
Ответ — в особенности функционирования нашей психики. Хотим мы этого или не хотим, но мы — не просто носители собственного, субъективного взгляда на всё, что нас окружает, — но и заложники этой обусловленности. Многие «фильтры», изменяющие, порой — искажающие, а временами — даже блокирующие информацию извне, — «работают», не уведомляя нас. Они — глубже нашего сознания как такового, они — «на страже» нашей безопасности, и, если что-то становится слишком невыносимым, — тотчас блокируют. Наиболее ярко это проявляется в ситуации острого горя — когда вследствие невосполнимой потери человек застывает, оказывается в состоянии шока: он слово «заморожен», совершенно невосприимчив ни к переживаниям, ни к боли, ни даже к каким бы то ни было иным чувствам. Окружающие — для кого потеря не настолько значима — порой смотрят и не могут понять: такая утрата, такое горе произошло — а самый уязвлённый этой бедой человек словно бы и ничего не понял! И продолжает вести себя, как если бы ничего не случилось!
Перед нами — яркий пример «защитной» функции нашего мозга. Эта функция не позволяет обрушить на человека такой объём боли и страдания, который просто уничтожит, раздавит его, — поэтому мозг и «подмораживает» человека. Да, потом будет долгий процесс «оттаивания», постепенного возвращения чувствительности, будет становиться всё больнее и тяжелее — но всё это уже будет растянуто по времени, и поэтому — всё же переносимо.
Слова Христа о том, что Ему предстоит, — для учеников были также «неслышимы», как и неслышима острая боль в ситуации горя: Он, любимый Учитель — рядом, живой, любящий, тёплый — сама мысль о Его скорой смерти — тем более, такой жуткой и позорной, — для них — абсолютно неприемлема.
Вывод, который напрашивается сам собой, очень прост: когда мы видим, что другой человек не слышит нас — не стоит злиться и обижаться. Скорее всего, мы, сами того не понимая, затронули что-то очень значимое и важное — и запустили защитные механизмы психики. Поэтому ещё раз повторить, переформулировать — а то и вообще остановиться и подробнее разобрать, где скрывается причина — вот самая удачная стратегия!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее«Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» — эти строки Александра Пушкина как нельзя лучше иллюстрируют то настроение, в котором пребывали апостолы до Голгофской казни Христа. Ученики отказывались слышать слова Спасителя о грядущей трагедии, концентрируясь на мечтах о том, какую власть они получат в царстве Мессии. Об этом, в частности, говорит нам отрывок из 18-й главы Евангелия от Луки. Он читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Спаситель решает в последний раз посетить Иерусалим. Наступает время финальной части Его земного служения — Голгофа уже не просто близится. Сын Божий явственно ощущает дыхание смерти. Господь Иисус делится переживаниями с учениками. Он не просто сообщает им, что предстоит пережить в будущем. Христос готовит апостолов к испытаниям, а вместе с этим ждёт от них сочувствия и утешения. Крест ужасает Спасителя и Ему — истинному Богу и истинному человеку — нужна поддержка от учеников, которых Он искренне считает не просто последователями, а друзьями.
И что получает Христос в ответ? Евангелист Лука указывает, что апостолы ничего не поняли из речи Спасителя. Другие евангелисты описывают более скорбную картину. Ученики начинают отговаривать Спасителя идти в Иерусалим, а затем начинают требовать от Христа должностей в Его царстве. При этом апостолы начинают друг с другом отчаянно спорить о том, кто из них будет более могущественным.
Если бы на месте Спасителя в тот момент оказался кто-нибудь из нас, реакция на просьбу апостолов была бы вполне привычной и понятной. Представьте себе только. Вы находитесь фактически на пороге мучительной смерти, а вас начинают просить исполнить какие-то карьеристские мечтания. Думаю — что таких учеников и последователей многие бы просто отогнали от себя. Но Христос — являясь не только человеком, но Богом — проявляет поистине неземное смирение.
Он прекрасно понимает, что апостолы (при всей своей искренности и душевной чистоте) — дети своей эпохи. Ученики были воспитаны на утопических мечтаниях еврейского народа о всемирном господстве, которое непременно наступит после прихода Мессии. Апостолы ощущали необыкновенное счастье от того, что именно их обещанный пророками Христос избрал учениками. А потому необходимо непременно воспользоваться выпавшим счастьем.
Потому апостолы и не пожелали услышать горького пророчества Христа о Себе Самом. Спаситель не гонит апостолов прочь. Он терпеливо разъясняет им суть Своего служения: «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». А ещё Господь Иисус кротко предвещает ученикам, что они, однажды осознав смысл земной миссии своего Наставника, пожелают разделить с ним чашу Его страданий. Не потому, что будут стремиться к смерти. А потому, что иного пути свидетельства о Евангелии у них не будет.
Что всё прозвучавшее выше значит для современного православного христианина? В первую очередь то, что следование правде Божией требует от нас мужества и храбрости. Не в том смысле, что необходимо организовывать крестовый поход против инакомыслящих. Речь о другом. Исполнение заповеди любви к Богу и людям, стремление быть смиренным, милосердным, кротким — перечисленные добродетели не соответствуют духу мира, который во зле лежит. А потому на сотворённое добро нам часто будут отвечать злом.
Потому не нужно обманываться и полагать, что верность Христу автоматически принесёт земное благополучие. Безусловно, Отец Небесный проявляет Свою заботу о нас и в материальном ключе. Но всё же Евангелие выше уровня меркантильной выгоды. А радость, которую даёт нам Христос, превосходит любое счастье мира. Даже если путь к этой радости идет через Голгофу. За смертью Христа последовало воскресение. Те, кто терпеливо исполняют заповеди Спасителя, тоже обязательно будут Богом прославлены.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов